
Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В одном древнем патерике, то есть, сборнике монашеской мудрости, есть такая притча. Если спросить муху, не видела ли она поблизости цветы, она наверняка ответит: «нет, цветов не видела, здесь одни помойки с нечистотами». Если же спросить пчелу, где здесь можно найти свалку или выгребную яму, она также удивится и скажет: «не видела, не знаю, ведь здесь одни благоухающие цветы». Для чистого, все чисто, а для тех, у кого не все в порядке с совестью, все представлено в совершенно противоположном свете. Именно с этой мудрости и начинает апостол Павел сегодняшний отрывок. И это не случайно.
Иудейская религия уделяла пристальное внимание формальной стороне религиозной жизни. Были разработаны и написаны тысячи правил, которые регламентировали исполнение разного рода ритуалов, а также определяли, что считать чистым, а что нечистым. Нечистое нельзя было есть, его нельзя было касаться или вступать с ним в какой-либо контакт. Даже случайное прикосновение к подобному предмету оскверняло. Человек в этом случае должен был быть изолирован от общества, как источник опасной инфекции, провести установленное время в карантине, а потом вернуться к людям, совершив предварительно обряд очищения.
Нечто подобное мы встречаем и в другом религиозно-философском течении того времени. Оно известно нам под название гностицизм. Гностики считали, что в этом мире идет война двух начал, материального и духовного. Духовное ассоциировалось со светлым, добрым, божественным. Напротив, все материальное почиталось скверной. По этой причине саму цель человеческой жизни гностики видели в том, чтобы свести материальные проявления своего существа к минимуму. Человеческая душа в итоге должна избавиться от оков этого тела, в котором она томится как в клетке, и вернуться в духовный мир. Все естественные потребности человеческого тела, многие привычные отношения между людьми, такие, как например, супружеские, почитались нечистыми.
Некоторые христиане испытывали сильнейшее влияние этих двух мировоззрений, иудейского и гностического. Но все это они причудливым образом совмещали с церковной жизнью. К ним и обращается апостол Павел, вспоминая Евангельские слова Спасителя: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Бог сотворил материальный мир совершенным. По общему мнению христианских богословов, источником всякой нечистоты является греховная воля самого человека. Именно своим неверным выбором человек оскверняет окружающий его мир. А потому видеть в творении скверну — это признак внутренней, духовной болезни. Почему же? Причина проста. Это попытка снять ответственность за происходящее безобразие со своей совести и перенести ее на внешний предмет.
Постараемся поэтому, обратившись ко Христу, исполняя Его заповеди, приобрести, а потом и сохранить собственную сердечную чистоту. Лишь в этом случае однажды, незаметно для себя самих, мы взглянем на происходящее вокруг совершенно другими глазами. Ведь для того, кто ходит в этом свете, вокруг больше нет никакой темноты, но лишь одно ощущение постоянного присутствия Бога в Своем творении.
Псалом 6. Богослужебные чтения

Так часто приходится слышать от людей, что они потеряли всякую надежду на лучшее и такая жизнь их непомерно угнетает. В чём причина подобного состояния? И, напротив, откуда в сердце появляется надежда и где её искать? Ответ на эти вопросы находим в 6-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Прозвучавший псалом пророка и царя Давида носит покаянный характер. Содержание псалма — сетования к Богу по причине какой-то тяжкой болезни. Вполне вероятно, что речь идёт о немощах преклонного возраста. Псалмопевец упоминает об измождённости тела и души, а вместе с этим о смерти и гробе. Кроме того, мы видим, что автора томит мысль о врагах, которые обступили его со всех сторон.
Из Священного Писания мы знаем, что, когда царь Давид состарился, он не поднимался с кровати. В теле не было прежней силы. Давиду постоянно было холодно. Физически он был совершенно беспомощен. И в это самое время один из его сыновей по имени Адония у него за спиной плёл интриги и составлял заговор. Он хотел стать царём ещё до смерти своего отца. На что в подобной ситуации может рассчитывать немощный человек, который не в состоянии даже самостоятельно позаботится о себе самом? Вот и плачет Давид к Богу. Кто ещё сможет ему помочь и поддержать?
Важно, что причиной своего состояния псалмопевец считает не естественные, физиологические процессы, но гнев Божий. «Го́споди! не в я́рости Твое́й облича́й меня́ и не во гне́ве Твоём нака́зывай меня́». При этом Давид не указывает на свои конкретные прегрешения. Однако, очевидно, что всё происходящее с ним он воспринимает как воздаяние от Бога за содеянное. И тот, кто знаком с историей царя Давида, знает, что несмотря на свою веру и святость, он не был человеком безгрешным и совершал поступки, которые тяготили его совесть до самой старости.
И всё же с этим чувством горечи и даже тоски от беспомощности тесным и удивительным образом соседствует ощущение надежды. Давид уверен, что несмотря на, казалось бы, крайне безысходную ситуацию, Бог его простит, помилует и спасёт. Более того, псалмопевец уверен, что, как он говорит, «бу́дут постыжены́ и жесто́ко поражены́ все враги́ мои́». То есть его надежды не ограничиваются загробным миром. Ещё здесь, ещё в этом теле, в этой жизни он переживет явное заступничество Творца.
Перед нами один из парадоксов искренней, живой веры в Бога. Верующий и даже святой человек это не тот, кто уже здесь на земле постоянно пребывает в состоянии полного безмятежия. Порой человек веры может испытывать ту же самую палитру чувств и эмоций, что и человек неверующий. Он может попадать в тяжёлые ситуацию, подобные тем, в которых оказываются и безбожники. Однако в нём живёт глубокое осознание того, что все эти перипетии происходят на фоне чего-то глубокого и глобального. И это не просто осознание. Это живой опыт и ощущение присутствия в своей жизни Силы, Которая своей тотальностью скрадывает масштаб любой проблемы. В свете этого опыта даже самая большая неприятность, не переставая быть болезненной, начинает переживаться как незначительная. Как муха на фоне слона. Отсюда и рождается в сердце чувство надежды. Это следствие осознания присутствия Бога в своей жизни. И каждый, кто подобно Давиду, посвящает всего себя служению Творцу и людям, в итоге приобретает это состояние. Даже несмотря на свои ошибки, даже несмотря на свои немощи и горести, он начинает ощущать в своём сердце простор, широту и глубину. Так Господь постепенно открывает в его душе Своё Небесное Царство.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема