



Основатель Владычнего монастыря свт. Алексий
Митрополит Московский и Всея России чудотворец


Иван Шмелев «Записки неписателя» — «Пасхальное чудо»

Фото: PxHere
Английский богослов и писатель Гилберт Честертон однажды сказал: нет ничего удивительнее во вселенной, чем воскресение души человеческой. Но, может быть, стоит изумиться и другому: порой мы можем этому чуду помочь. И для этого иной раз нужно совсем немного. Например, чуть-чуть доброты. Малая толика внимания — и пасхальное чудо совершается. Писатель Иван Шмелёв, автор знаменитого романа «Лето Господне», посвящает один из эпизодов книги «Записки неписателя» истории именно о таком чуде.
Маленький герой с родителями и дедом Иваном Васильичем вернулся из церкви в пасхальную ночь. Семья готовилась разговляться за праздничным столом, как вдруг из своей комнаты вышел ещё один член семьи — дядя Вася. На него смотрят с жалостью — он смертельно болен. Дедушка тоже переживает за него, но более всего оттого, что дядя Вася в Бога не верит. Даже слышать о Нём не желает.
Прежде чем раздавать родным пасхальные угощения, дед просматривает список бедняков, которым на Пасху его управляющий должен был разослать подарки. И очень расстраивается, когда обнаруживает: одной фамилии не хватает в списке. Кажется, бедной семье Семечкиных не послан подарок. Иван Васильич переживает, пока не становится доподлинно известно: всё послано. Тогда только он начинает раздавать домашним пасхальные яйца. Ко всеобщему удивлению попросил яйцо и дядя Вася.
— Ну, милый, Христос Воскресе, — говорит дед, протягивая ему пасхальное яйцо. А Василий с усилием поднимается, выпрямляется и отчётливо отвечает:
— Воистину Воскресе!
И добавляет:
—Так вы меня, отец, обрадовали. Тревогой своей. Добротой.
Маленький герой, видевший это, подытоживает много лет спустя: в ту ночь на глазах у всех случилось великое событие. Маленький, казалось бы, поступок, даже не поступок, а всего лишь тревога — вдруг Семечкиных обидели, обошли? И этого хватило, чтобы Василия коснулся свет Пасхальной ночи. На всю жизнь мальчик запоминает: люди могут стать проводниками Бога, проводниками Его любви. Господь действует через нас, и мы можем стать чудом для того, кто рядом.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Иван Гончаров «Обломов» — «Завтра, завтра, не сегодня, все ленивцы говорят»

Фото: PxHere
Народная мудрость учит: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» поступает строго наоборот. Илья Ильич ленив настолько, что едва встает с дивана.
Друг детства, Андрей Штольц, поднял Илью и познакомил с Ольгой Ильинской. Ольга и Илья полюбили друг друга. Казалось, что в Обломове пробудилась новая жизнь. Но... В конце концов он вновь улёгся на диван, Ольга уехала, и через несколько лет Илья Ильич умер от инсульта, вызванного малоподвижным образом жизни.
Что погубило героя? Лень, косность. Но интересно вот что. Гончаров чётко показывает конкретный момент, когда жизнь Обломова начинает безудержно катиться под гору. Как это происходит? Наступила поздняя осень, вот-вот встанет Нева, и Обломов будет отрезан от другого берега, на котором живёт Ольга. Но, думает герой, можно прямо сейчас броситься на ту сторону и сделать Ольге, наконец, предложение стать его супругой. «Сердце Обломова быстро забилось, он спустил ноги на пол, но, подумав немного, со вздохом опять улегся. Нет, подумал он, повременю». Это и стало началом конца, сначала морального, затем и физического.
Получается, что не столько великая и неодолимая лень погубила Обломова, сколько минутная нерешительность. Ведь уже даже ноги с дивана спустил! Проявить бы ему небольшое усилие — и не погублена была бы жизнь.
«Часто встречается в людях противление всякому действию, безразлично: приятному или неприятному. Они бессознательно тормозят и в конце концов, опаздывают» — замечает священник Александр Ельчанинов, духовный писатель начала двадцатого века. Вот и Обломов опоздал — на всю жизнь.
Финал книги печален, но все же есть в романе и отблеск света. В душе Обломова, в её удивительной, хрустальной, как говорит Штольц, чистоте и нежности. Книга завершается надеждой на то, что сын Обломова, воспитанный Штольцем, может быть, соединит в себе нравственные качества Обломова и энергичную деятельность Штольца.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, который хоть раз открывал Библию, знает, что в ней есть две части, соответствующие Ветхому и Новому завету. И кажется всё очень просто, раз новый начался в первом веке, а мы живём в 21-м, значит мы принадлежим Новому Завету. Но так ли всё просто на самом деле? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Сегодня сложно найти человека, который никогда не заключал договора. Предмет договора, права и обязанности сторон, сроки, реквизиты... Всё это сегодня знакомо практически каждому. При этом зачастую, исполняя работу, люди не становятся единомышленниками и видят в происходящем способ заработка денег. С Богом, конечно, всё не так. Он создаёт людей как соработников, но не для того, чтобы они просто заслужили от Него награду, а для того, чтобы стали по Его любви и по мере естественных возможностей, такими, как Он. Оказавшись в египетском плену, евреи попали в довольно странную ситуацию. Им самим казалось, что жизнь их вполне сносная, при том, что в контексте Божиего замысла о них, они деградировали. Возвращая их на правильный путь, Бог изымает их из того, что мы назвали бы сегодня «зоной комфорта». Естественно, по-настоящему комфортно в Египте не было, но пустыня им казалась чем-то, что было ещё хуже. Так или иначе к Синайскому завету они подошли в очень разных позициях. Евреям хотелось своей земли и всемогущего покровителя, а Богу было нужно постепенно привести их в правильное нравственное и духовное состояние. Людям была нужна спокойная жизнь, а Ему достижение ими того Образа, которым Он наделил их при сотворении.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол указывает нам на разницу между первым и вторым заветом. Первый требовал от людей формального исполнения правил. Этих правил было не очень много, но исполнять их нужно было неукоснительно, чего в итоге люди не смогли сделать. Впрочем, идеала от них никто и не ждал, важно было постепенное воспитание воли человеческой в русле воли Божией. При этом пути божественной педагогики очень интересны, ведь когда люди не справились с исполнением закона, Бог не просто не даёт им заповеди полегче, Он, устами пророка Иеремии, объявляет им о новом задании, менее формальном, но значительно более трудоёмком. В нём практически нет новых писаных правил, но данные прежде, должны быть написаны на скрижалях сердца. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, но мы даже не представляем себе, как развращает внешнее формальное руководство. А ведь Христа ненавидели за то, что Он творчески понимает заповедь о любви и ставит её в центр.
Собственно, это и есть главный маркер того, в каком завете мы находимся. Если, регламентировав любовь, мы перестаём видеть за правилом живого человека, его нужду и его боль, мы не стали соработниками Бога, но лишь копируем внешние формы, не задумываясь, подходят они к обстоятельствам или нет. И тогда мы остаёмся в Ветхом Завете. Если же развив в себе навык послушания, зная и умея соблюдать заповеди, мы ориентируемся не на букву, а на дух Писания, значит слово Его перестало быть для нас внешним и вошло в глубину нашего сердца. А мы вошли в Новый Завет!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











