
В самом сердце Иерусалима, среди узких улочек и кварталов старого города, неподалёку от того места, где Спаситель был осуждён на распятие есть небольшой православный храм. Это место по традиции называют Монастырь Никодима. Однако действующим в обители сейчас остался только православный храм во имя святого праведного Никодима, одного из 70-ти апостолов. По преданию именно в этом районе Иерусалима находился дом знатного иудея по имени Никодим, который впоследствии стал тайным учеником Христа.
Будущий апостол был членом верховного иудейского суда Синедриона и фарисеем, представителем самого влиятельного религиозно-общественного течения того времени. Фарисеи изначально боролись против язычества и отстаивали национальную самостоятельность, но постепенно в их учении нарастали формализм и обрядовость, а к евангельским временам осталось зачастую только внешнее благочестие. В своих проповедях Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям, так как те полагались на собственную праведность больше, чем на Бога. Однако лучшие представители фарисеев, сохранившие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами. В их числе был и праведный Никодим, один из самых образованных людей своего времени, хорошо знавший закон и обычаи.
Имя апостола Никодима упоминается в «Евангелии от Иоанна». По своей природе он был робок и для того, чтобы лично услышать учение Христа пришел к Иисусу Христу ночью. Именно в беседе с Никодимом Спаситель говорил о необходимости «рождения свыше» — то есть духовного перерождения человека. Евангелист Иоанн не указал, чем же завершилась эта беседа, но позже в евангельском тексте имя Никодима упоминается еще два раза в таких ситуациях, которые говорят сами за себя. Никодим при других членах Синедриона защищал Христа и давал совет иудеям не осуждать прежде, чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело. А после распятия праведный Никодим вместе с Иосифом Аримафейским открыто участвовал в погребении Спасителя. Именно Никодим и Иосиф отправились к Пилату, чтобы просить Тело Иисусово. А затем они совершили беспримерное дело любви и милосердия — погребли тело Спасителя и оплакали Его.
По Преданию Церкви, праведный Никодим принял крещение от апостолов. За проповедь христианства он был изгнан из Иерусалима и лишился своего имения и имущества. Никодим нашел приют в доме знаменитого еврейского учителя Гамалиила, ставшего в конце своей жизни христианином. Святой Никодим был похоронен в той же пещере, где покоился святой первомученик архидиакон Стефан. Мощи Никодима, апостола от 70-ти, были обретены в пятом веке.
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема