В 1885 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского вышел в свет первый номер православного журнала «Русский Паломник». Помимо описаний храмов и монастырей, рассказов о путешествиях к Святым местам, житий святых и жизнеописаний подвижников веры, журнал уделял внимание и художественной словесности. Так на рубеже веков на страницах «Русского Паломника» стали появляться стихотворения служившего в Харьковской губернии молодого священника — отца Филиппа.
Читатели сразу полюбили его сердечную, молитвенную поэзию, а в 1906 году московская синодальная типография выпустила и книгу под названием «Религиозно-нравственные стихотворения священника Филиппа Пестрякова».
Отец Небесный! Пред Тобою
С главой поникшею стою;
Услышь омытую слезою
Молитву жаркую мою:
Дай сил в Тебя мне верить свято,
Огонь зажги Твоей любви,
Да словом не обижу брата;
На путь добра благослови!
Священник Филипп Пестряков «Молитва».
В интернете мне удалось разыскать изображение отца Филиппа, очень похожего на земского учителя или врача-подвижника, каких мы немало видели на старинных фотографиях. Вероятно, доживи он до рокового 1917-го года. Впрочем, что гадать, сей пастырь отошёл к Господу в 1911-м, на сорок восьмом году жизни.
А стихи его живут и по сей день: встречаются в антологиях, на православных сайтах. Правда, иногда — без указания авторства, словно бы они народные, потерявшие своего создателя. Вот, как такое, например:
Когда надежду потеряешь
На кровных близких и друзей,
И помощи уже не чаешь
Найти от суетных людей,
Взгляни тогда духовным оком
Во глубь больной твоей души
И в тайнике её глубоком
Увидишь искорки в тиши.
Молитвой тёплой и слезами
Раздуй забытый огонёк,
И сам увидишь ты очами,
Что в мире ты не одинок.
Есть Кто-то там, в небесной дали,
Есть Кто-то, любящий тебя,
Он подкрепит тебя в печали,
И сострадая, и любя.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель ангел твой сойдет,
И за тебя, склонив колени,
Молитву Богу вознесет.
Священник Филипп Пестряков, «Возверзи на Господа печаль твою».
Кстати прозвучавшее трогательное стихотворение мне встретилось в одном из интервью духовника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, схиархимандрита Власия. Этот известный пастырь тоже прочитал его как народное.
Наше знакомство с поэзией священника дореволюционной России я завершу стихотворным этюдом, посвящённым Святому Евангелию, и поблагодарю всех тех, кто сегодня продлевает жизнь незамысловатым, но таким глубоким духовным стихам отца Филиппа Пестрякова.
Читая вечные, священные страницы,
Переношусь я мыслью в край иной;
Передо мной встают Божественные лица,
И слышится мне голос их святой.
И дум исполненный высоких и чудесных
Я горячей молюсь и слезы лью,
И мудрости земной пред мудростью небесной
Печальную ничтожность познаю.
«Евангелие». Стихи из книги «Религиозно-нравственные стихотворения священника Филиппа Пестрякова», 1906-й год.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.