Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостольские послания могут быть обращены к разным общинам, и довольно часто это общины в языческих городах, то есть это обращение к людям, которые раньше были язычниками. Однако сегодняшнее чтение — это отрывок из послания к Евреям, то есть к христианам, которые были непосредственно причастны к Ветхозаветному мировоззрению.
Суть его сводилась к следующему. Существует мир, который сотворил Бог. В нём есть разные народы, которые каждый в свою меру отпали от Бога и погрязли в нечестии. Среди этих народов живет особенный, с которым Бог заключил завет. Этот завет был заветом святости, то есть отделённости и нравственного совершенства. В отличие от всех других народов, которые жили своей волей, потомки Авраама, Исаака и Иакова согласись жить по воле Божьей. Конечно, в их истории случались падения, но на уровне идеи, на уровне мечты и цели все было именно так.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к особенной части этого завета и говорит об устройстве скинии, походного храма, по образу которого был построен храм в Иерусалиме. Итак, в скинии, как и позже в храме, было два главных помещения. Первое называлось Святое, а второе Святое Святых. В первое помещение священники входили регулярно и совершали в нем жертвы, в то время как во второе раз в год входил первосвященник, для того чтобы воскурить благовония, а затем окропить жертвенной кровью крышку Ковчега Завета и место перед нею. Происходило это в особенный день, который назывался Йом Кипур. Он считался днем покаяния и очищения, потому что первосвященник каялся и приносил жертвы за себя, своих близких и за весь народ.
Для чего же апостол говорит об этом? Почему для него важно пусть и кратко, но упомянуть о том, что во Святом Святых под крышкой был сосуд с манной, то есть чудесной пищей, которой питались иудеи во время пребывания в пустыне, здесь же находился расцветший жезл Аарона и, наконец, сами скрижали Завета, напоминавшие о том, что завет был связан с напряженной нравственной жизнью... Дело в том, что для христиан из язычников все перечисленное, было чужими святынями, но для тех, кто был иудеем это были самые святые места и самые святые предметы на земле. И конечно, апостол обращает к ним этот рассказ не просто так, но для того, чтобы дальше перейти к сути Нового Завета, который раз и навсегда, не только для избранных, но для всех людей, был заключен в Иисусе Христе.
Однако как невозможно было совершение жертв без скинии и в последствии без храма, так невозможно было воплощение и вселенская жертва Христова без доброй воли Богородицы, чье введение во храм мы сегодня вспоминаем. И если цель апостола была в том, чтобы возвеличить жертву Христа, которая была несравнима с жертвами Ветхого Завета, то цель Церкви, которая обращает к нам сегодняшнее чтение в том, чтобы возвеличить Марию, как новозаветную скинию, благодаря которой каждый верующий получает возможность общения с Богом во Христе.
Правило полностью. Анна Жарая
В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой необходимости в этом не видела. «А зачем столько времени тратить на длинный, сложный для восприятия текст, если можно помолиться кратко?» — думала я.
Два года назад стала посещать Молодежные встречи в своем приходском храме. В очередной раз мы собрались на беседу накануне Великого поста.
Священник, отец Илья, в тот день строго сказал: «Со следующей недели необходимо начать молиться утренним и вечерним правилом тем, кто никогда этого не делал».
Я начала с ним спорить:
— Батюшка, я не буду успевать, у меня очень большая нагрузка на работе. Можно я буду слушать аудио молитв во время сборов или в дороге?
— Нет, Аня. Неужели так сложно проснуться на 15 минут раньше обычного, чтобы уделить время Богу и попросить Его благословения?
Мне пришлось смириться и всё-таки начать выполнять наставление батюшки. Это было тяжело. Мне, в принципе, сложно просыпаться утром. А теперь необходимо было это делать ещё и раньше обычного. Но другого выхода не было. Я знала, что благословение священника выполнять необходимо, поэтому, изо дня в день, старалась вычитывать правило. Именно вычитывать. Сначала я делала это формально, а потом уже более осознанно стала молиться, вникая в смысл написанных слов.
Спустя некоторое время, стала замечать, что живётся мне радостней, чем обычно. Пропала апатия, а эмоциональных и физических сил становилось все больше. Я предположила, что, возможно, это начало происходить с того момента, когда взялась исполнять утреннее и вечернее правило полностью.
Кроме того, меня удивил ещё один факт. Я — эмоциональный человек. Вспыльчивый, раздражительный. Но после молитвы я чувствую себя очень спокойно. При внешнем шуме и суете, на душе очень тихо и радостно. Именно радость стала самым ярким чувством внутри меня. И, слава Богу, продолжает им быть.
Я очень рада, что два года назад я всё-таки послушала священника и, таким образом, узнала рецепт истинной радости мира в душе. Молитва — это наше общение с Богом. Мы просим Его быть рядом, вести нас ко спасению. И Господь дает благодать. Просто нужно потрудиться. И тогда молитва станет органичной и уже незаменимой и необходимой частью жизни!
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Если бы мы не остались. Анна Жарая
Я люблю церковные службы. Но стоять и молиться на них долго мне все равно очень тяжело. Поэтому я радовалась, когда во время работы на Валааме, нам, экскурсоводам, позволялось уходить с вечерней службы раньше. Мы жили в отдаленном скиту, куда добраться было не так-то просто. Нас туда отвозила машина, которая ездила по строгому расписанию. Если же в ней не хватало мест, приходилось идти пешком около 7 км.
К слову, службы на Валааме очень красивые, но уж слишком долгие. Например, вечернее богослужение идет 5 часов и заканчивается обычно около одиннадцати вечера.
И вот, однажды вечером мы узнали, что машина сегодня нас отвезти не сможет. Вообще больше никакие машины в сторону скита не поедут. Нас было четверо. Решили идти пешком все вместе. На монастырской дороге в позднее время пустынно. И есть риск встретить диких животных. Это всё, конечно, очень любопытно, но весьма опасно, поэтому поодиночке идти не стоило.
В десять вечера я начала торопить товарищей:
— Ну что, может пойдём? Скоро совсем стемнеет, ничего не будет видно на дороге — обратилась я к товарищам.
— Давайте ещё немного постоим помолимся, я очень хочу побыть до конца, — умоляющим голосом ответила мне Соня.
У меня уже не было сил. И я — честно — разозлилась, но всё-таки согласилась достоять до окончания службы. Остальные тоже были не против остаться до завершения богослужения.
В начале двенадцатого мы вчетвером вышли на монастырскую дорогу, морально готовые в темноте ползти пешком долгий путь, как вдруг услышали сзади гудение мотора. Соня обернулась и, не растерявшись, выбежала на дорогу в свет фар, и стала махать руками и кричать, пытаясь затормозить автомобиль. Машина затормозила. За рулем оказалась чудесная девушка Мария, которой было не по пути с нами, но она всё равно согласилась нам помочь — довезти до скита.
Приехали, открыли дверь келии и, только переступили порог, как начался сильнейший ураган с ливнем. На Валааме я видела такой впервые. Страшно подумать, как при такой погоде мы бы шли пешком по лесной дороге.
В голове складывался пазл. Если бы мы ушли раньше с богослужения, то, вероятней всего, попали бы под этот ливень и, возможно, не встретили бы Марию, которая в это время поехала бы уже в другую сторону.
Наша маленькая жертва Господу принесла большую радость и утешение нам. С этого момента я приняла решение: пусть мне тяжело, пусть сложно стоять и молиться во время служб, но, без крайней необходимости буду стараться не уходить раньше положенного.
Наверное, с подобных маленьких жертв и начинает возрастать настоящая любовь к Богу. Например, невозможно школьнику, который только начал изучать ноты, самому написать оркестровую симфонию. Так и в Церкви человек не может на начальных этапах совершить какие-то большие подвиги. На данный момент, конкретно мой подвиг — достоять богослужение до конца. Да, это мало и для кого-то — проще простого, но для меня, пока что это — труд. Я только учусь быть верной Богу, хотя бы в таких малых делах. Ведь Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен».
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Ваня, вылези из-под парты. Анна Жарая
Вы обращали внимание на то, насколько по-своему мы трактуем те или иные ситуации, которые наблюдаем со стороны. Наполняем эти события смыслами из своего жизненного опыта. Из своих ощущений. И очень часто ошибаемся в выводах.
Первый раз серьёзно задумалась об этом я в то время, когда работала в гимназии. Солнечным весенним днём я пришла проводить урок к одному из своих самых любимых классов. Это были второклашки. Они рассуждали мудро и по-взрослому. Наверное, оттого и приятно было мне им рассказывать о музыке. Ребята чувствовали произведение, понимали его.
В тот день я предвкушала приятное времяпрепровождение с этими детьми, подготовила интересные задания. Мы слушали «Утро» Эдварда Грига. Воображение учеников рисовало картины раннего утра — просыпающихся птиц, восходящего солнца над горизонтом...
И я предложила ребятам с помощью кистей рук изобразить момент, когда бутон цветка медленно распускается. Выполнять это необходимо было под музыку.
Только лишь я объявила задание, мальчик Ваня вдруг залез под парту.
«Наверное, что-то уронил», — подумала я.
— Ванечка, вылезай из-под парты, мы тебя ждём — попросила я. Он вылез. Я снова объявила задание и... снова он полез под стол. Я ничего не поняла. Этот ребенок — сын директора, очень добрый и дисциплинированный ученик. Что с ним происходит? Эта ситуация повторилась трижды — каждый раз при объявлении задания он прятался под парту.
Я не выдержала и начала его ругать. Он не стал спорить, молча сел правильно и посмотрел в недоумении на меня. Заметив его удивленный взгляд, я начала анализировать его действия в поисках причины странного поступка:
— Ванечка, прости... ты хотел показать под партой распускающийся цветочек?
— Да, ведь цветы не поднимаются так высоко, как стоит мой стол, поэтому я не смог бы его показать здесь, наверху, — ответил Ваня.
Мне стало стыдно. Я ругала ребенка, а он не был виноват. Он выполнял задание так, как его понял — максимально реалистично и качественно. Именно поэтому забирался под парту. Это я сделала поспешный вывод о его недисциплинированном поведении.
Вот так и в обычной жизни мы приписываем многим людям те мотивы, те качества, которые им не свойственны, делаем поспешные выводы о наших знакомых, совершенно не зная, что у них происходит в душе и что их провоцирует на те или иные поступки.
Второклассник Ванечка в очередной раз напомнил мне о том, что прежде, чем кого-либо ругать и обличать, необходимо точно узнать истинную причину поведения человека, возможно, поговорить с ним об этом. А может, и предложить свою помощь. Ведь именно так и учил нас Христос. Не судите...
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение