
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостольские послания могут быть обращены к разным общинам, и довольно часто это общины в языческих городах, то есть это обращение к людям, которые раньше были язычниками. Однако сегодняшнее чтение — это отрывок из послания к Евреям, то есть к христианам, которые были непосредственно причастны к Ветхозаветному мировоззрению.
Суть его сводилась к следующему. Существует мир, который сотворил Бог. В нём есть разные народы, которые каждый в свою меру отпали от Бога и погрязли в нечестии. Среди этих народов живет особенный, с которым Бог заключил завет. Этот завет был заветом святости, то есть отделённости и нравственного совершенства. В отличие от всех других народов, которые жили своей волей, потомки Авраама, Исаака и Иакова согласись жить по воле Божьей. Конечно, в их истории случались падения, но на уровне идеи, на уровне мечты и цели все было именно так.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к особенной части этого завета и говорит об устройстве скинии, походного храма, по образу которого был построен храм в Иерусалиме. Итак, в скинии, как и позже в храме, было два главных помещения. Первое называлось Святое, а второе Святое Святых. В первое помещение священники входили регулярно и совершали в нем жертвы, в то время как во второе раз в год входил первосвященник, для того чтобы воскурить благовония, а затем окропить жертвенной кровью крышку Ковчега Завета и место перед нею. Происходило это в особенный день, который назывался Йом Кипур. Он считался днем покаяния и очищения, потому что первосвященник каялся и приносил жертвы за себя, своих близких и за весь народ.
Для чего же апостол говорит об этом? Почему для него важно пусть и кратко, но упомянуть о том, что во Святом Святых под крышкой был сосуд с манной, то есть чудесной пищей, которой питались иудеи во время пребывания в пустыне, здесь же находился расцветший жезл Аарона и, наконец, сами скрижали Завета, напоминавшие о том, что завет был связан с напряженной нравственной жизнью... Дело в том, что для христиан из язычников все перечисленное, было чужими святынями, но для тех, кто был иудеем это были самые святые места и самые святые предметы на земле. И конечно, апостол обращает к ним этот рассказ не просто так, но для того, чтобы дальше перейти к сути Нового Завета, который раз и навсегда, не только для избранных, но для всех людей, был заключен в Иисусе Христе.
Однако как невозможно было совершение жертв без скинии и в последствии без храма, так невозможно было воплощение и вселенская жертва Христова без доброй воли Богородицы, чье введение во храм мы сегодня вспоминаем. И если цель апостола была в том, чтобы возвеличить жертву Христа, которая была несравнима с жертвами Ветхого Завета, то цель Церкви, которая обращает к нам сегодняшнее чтение в том, чтобы возвеличить Марию, как новозаветную скинию, благодаря которой каждый верующий получает возможность общения с Богом во Христе.
Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковной жизни немало странного и непонятного. Однако у абсолютно всего, что мы видим в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении церковной иерархии повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой книги, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Как мы только что услышали, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости». Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия в философии Гегеля»

Гость программы — Антон Фомин, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
5 детей уже получили активные инвалидные коляски с поддержкой слушателей Радио ВЕРА

Варваре почти 3 года, вместе с семьёй она живёт в небольшом селе в Алтайском крае. Малышка общительная, тянется к детям, но коммуникацию сильно осложняет то, что она не может ходить. Всему виной врождённые нарушения. «Сейчас уже Варя сидит без опоры, держит голову и пытается стоять на четвереньках. Раньше и этого не было», – объясняет мама.
Девочка – настоящая непоседа, ей всё интересно. Каждый день Варвары расписан по часам: лечебная гимнастика, игры, прогулки – жизнь кипит. Передвигается малышка обычно на руках у родителей или в детской коляске. «Нам хочется, чтобы Варя могла сама отправиться туда, куда ей интересно и не ждала, пока освободятся взрослые», – делится мама.
Для этого девочке нужна активная инвалидная коляска, которой она будет управлять сама. Варя уже успела опробовать такую технику в больнице. «Как только она села в активную коляску, прошло всего секунд 20 – и она поехала! Восторг, удивление, радость. Всё сразу. Она просто сияла», – вспоминает мама.
Врачи уже подобрали для Вари нужную коляску, которая учитывает её особенности. С ней девочка будет исследовать мир и развиваться, а ещё тренировать руки и укреплять мышцы спины.
Собрать необходимую сумму на дорогостоящую технику для движения семье из Алтайского края помогает фонд «Игра». И у вас есть возможность поучаствовать в этом сборе.
Не первый мы рассказываем в эфире о подопечных фонда «Игра». Благодаря поддержке слушателей Радио ВЕРА пятеро детей из разных городов уже получили активные инвалидные коляски и обрели самостоятельность! А сегодня помощь нужна трёхлетней Варваре. Больше узнать о сборе для неё можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов