
— Ты нашёл работу?
— Начальные. Иннер Гарден. Завтра начинаю встречаться с детьми.
— Лучше тебе доесть. Это может стать твоим последним ужином.
— Нет, они меня полюбят.
Иннер Гарден — это школа в Гарлеме, неблагополучном и опасном районе Нью-Йорка, где процветает бандитизм, живут по своим правилам афроамериканцы и мигранты, и очень не любят чужаков. Именно туда устроился на работу молодой учитель по имени Рон Кларк, недавно переехавший в Нью-Йорк из Северной Каролины. Знакомая по имени Марисса беспокоится за Рона и предупреждает о том, что гарлемские дети — трудные, преподавать им — дело особенное и непростое, и прежний педагогический опыт Кларка может просто не сработать. Этот диалог Мариссы и Рона мы с вами только что услышали. Прозвучал фрагмент из телевизионного художественного фильма, который называется «Триумф. История Рона Кларка». В 2006 году его сняла известный американский режиссёр Рэнда Хейнс, вдохновившись реальной историей учителя, который однажды совершил невозможное: меньше, чем за год превратил проблемных, почти неуправляемых, катастрофически отстающих ребят, от которых попросту отказывались учителя, в один из самых блестящих классов в стране. О том, каким образом Рону Кларку удалось это сделать, и рассказывает фильм «Триумф».
Картина получилась очень динамичной, её смотришь буквально на одном дыхании, не отрываясь от экрана, и искренне переживаешь за героя, которому прямо в лицо нагло грубят двенадцатилетние шестиклассники. Кажется, что ничего у него не выйдет: разве возможно достучаться до парня, который на уроке сидит, демонстративно повернувшись к тебе спиной, или до девочки, назло тебе скидывающей с парты тетради и учебники? Оказывается, можно. И у Рона, хоть и не сразу, получается! Ситуация начинает меняться, когда учитель понимает, что кроме педагогического таланта ему потребуется кое-что ещё. Например, доброта, понимание, способность прощать и умение видеть в людях хорошее. Рон Кларк завоевал любовь и доверие учеников, потому что не ставил себя выше них, а сумел убедить, что все вместе они — семья, в которой каждый уважает друг друга, помогает и поддерживает. Свою веру в ребят, в их возможности, он выражает в одном из диалогов с учениками:
— Все считают нас неудачниками, мистер Кларк.
— Нет. Вы не неудачники. Вы узнали много нового. Поверили друг в друга и в себя. И я вами горжусь.
На наших глазах человеческая доброта творит настоящие чудеса. И, кажется, становится понятен смысл названия киноленты — «Триумф». Он не только в том, что двоечники становятся отличниками. Прежде всего мы видим триумф неравнодушного сердца. Ребята постигают не менее важную, чем другие, науку любви к ближнему. И их наставник учится вместе с ними. Об этом в одном из эпизодов фильма говорит сам Рон Кларк:
— Каждый день в этом классе мы учим вещи, которые намного важнее всего, что написано в учебниках. Я учу вас. А вы учите меня. А вместе мы учимся любить учиться.
Напоследок хочется добавить, что в 2007 году картина Рэнды Хейнс «Триумф. История Рона Кларка» получила американскую премию Святого Христофора, которая вручается за художественное отражение высот человеческого духа в кинематографе, литературе и журналистике. А Рон Кларк, вдохновивший создателей фильма, по сей день успешно преподаёт и по-прежнему считает, что перед детьми важно открывать не только учебники, но и своё сердце.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов