
Четвертая дочь последнего русского императора, Анастасия Николаевна Романова, далека от хрестоматийного образа царевны. Великая княжна с самого раннего детства проявляла себя настоящим сорванцом, сорви-головой. Необычайно подвижная, неистощимая в выдумывании шалостей, она доставляла немало хлопот нянюшкам и гувернанткам. Младшая царевна не слишком любила рукоделие и прочие приличествующие девочкам занятия, она предпочитала лазить по деревьям, качаться на качелях, играть в прятки, догонялки и лапту. За вечное ребячество в семье ее звали «пострелёнком». Необычайно артистичная, Настя обладала комическим даром и искрометным чувством юмора — она умела шутить, сохраняя серьёзный вид, так, что все вокруг захлёбывались от смеха.
В подростковом возрасте девушка увлеклась фотографией, которая в те годы только-только появилась. Возможно, именно великая княжна Анастасия Романова стала автором первого сэлфи, запечатлев свое отражение в зеркале, с трудом удерживая тяжелую камеру Кодак. Этот снимок сохранился в царском архиве с припиской: «Это было непросто, так как руки мои дрожали»
Как и сёстры, Анастасия Николаевна была непритязательна в быту и не избалована роскошью. Она делила с великой княжной Марией комнату, обстановка в которой была почти спартанской. Девочки спали на жестких армейских кроватях. Два раза в день они принимали ванну — утром холодную, вечером тёплую, с маленькой капелькой любимых духов. И носить воду в вёдрах, чтобы наполнить ёмкость для купания, с определённого возраста входило в обязанность самих царевен.
Во время гражданской войны младшие царевны не могли наравне со старшими, Ольгой и Татьяной, работать в госпитале сестрами милосердия. Но никто не доставлял раненым бойцам столько утешения, как Настя. Ее артистическое дарование раскрылось здесь в полной мере — она читала вслух книги, пела песни, разыгрывала смешные сценки. Девушка помнила многих солдат и офицеров по именам и молилась каждый день об их выздоровлении и облегчении страданий.
Императрица Александра Федоровна, узнав об отречении государя от престола, не сразу решилась сообщить это горькое известие детям. Николай Александрович находился в Могилеве, в Ставке главнокомандующего, под надзором заговорщиков, и любящей жене оставалось только надеяться, что они увидятся вновь. Анастасия чутким сердцем уловила настроение матери, и сама обратилась к ней с вопросом.
— Что с тобой, мамочка? Ты очень бледна...
— Ничего, дитя мое, это пройдет. Все проходит в этом мире.
— Что-то случилось с папа? Пожалуйста, не скрывай, я уже взрослая, я все выдержу.
— Случилось со всеми нами, Настя. Со всей Россией. Государь был блокирован заговорщиками в своем поезде и под давлением подписал отречение от престола. За себя и за Алешу. Теперь наша жизнь будет иной, чем была прежде.
— Но папа жив? Он не ранен? Он вернется?
— Да, сам он здоров, и больше всего я ожидаю того момента, когда мы опять будем вместе.
— Главное, чтобы папа оставался с нами, а все остальное не так уж и важно.
К «неважному» юная царевна старалась отнести все невзгоды, которые выпали на долю царской семьи после февральской революции 1917 года. Её задорный смех оглашал залы Александровского дворца во время домашнего ареста, он звучал в Тобольском доме свободы, куда Романовых поселили в ссылке. И даже в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, где условия содержания были невыносимо тяжелыми, Настя не унывала. Она и здесь нашла, чем увлечься — кухарка научила царевну печь хлеб и та предалась новому занятию.
Едва ли Анастасия могла предположить, что идет на смерть, спускаясь с родными по приказу чекистов в подвал Ипатьевского дома в ночь на 18 июля 1918 года. Подобные побудки стали уже привычными для Романовых — надзиратели часто поднимали их среди ночи по тому или иному надуманному предлогу. Настя стояла перед палачами, прижимая к себе маленькую собачку Джимми — вряд ли бы девушка стала брать с собой любимицу на верную гибель.
После расстрела в комнате великих княжон нашли рисунок, сделанный рукой Анастасии — качели меж двух берез. Этот незатейливый этюд — словно последний привет озорной царевны, чья веселая душа взмыла ввысь, чтоб больше никогда не знать горя и боли.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов