Сегодняшнюю программу я записываю в 2020-м году. Этот, и ещё несколько, подобных ему выпусков «Рифм жизни», мы хотим посвятить памяти безвестных стихотворцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Посвятить — в год юбилея Великой Победы. Мы делаем это при дружеской поддержке писателя и журналиста Дмитрия Шеварова, — автором замечательного проекта «Календарь поэзии». Именно Шеваров и вернул читателю из небытия имена нескольких поэтов-солдат, так мало и так много успевших в своей короткой земной жизни.
Одним из них был дальний родственник прозаика Мамина-Сибиряка (в честь которого он и получил имя) — Дмитрий Удинцев.
Своего отца, колчаковского офицера, Дима не помнил. Мама отошла к Господу, когда мальчику было всего одиннадцать лет. С того времени, благодаря близкой родственнице Димы, «тёте Наташе» Удинцевой — сохранилось отроческое стихотворение, написанное в Рождественский Сочельник 1931-го года:
Как загадочно всё на земле.
Всё покрыто пеленой туманов.
И плутают, как во сне
Люди в тёмном сумраке обманов.
Как страшно на этой земле,
И как много всего злого.
И лишь ясно тому во тьме,
Кто поверил в истинного Бога.
А вот — другие, пусть самодельные, но такие сердечные поэтические слова, созданные рукой будущего великомученика, архимандрита Германа Полянского, — духовного наставника юного христианина и поэта Дмитрия Удинцева.
Именно Диме отец Герман посвятил в 1933-м году свои строки:
«...Господи милосердный, / Сказавший: да будет свет! / Приголубь, утешь одиноких, / На слезы пошли ответ. // Над Лазарем Ты прослезился, / Слёзы сестёр его облегчил, / Укрепи и наши души, / А то не хватает сил. // В красоте вечной жизни живущий / Спаси нас Твоей красотой, / Чтобы не стыдно нам было / В эту ночь стоять пред Тобой...»
К наставнику Димы Удинцева ночь пришла через четыре года после написания этих строк — архимандрита Германа чекисты расстреляли в ноябре 1937-го.
«...Семнадцатилетний Дима выстраивает свою жизнь так, чтобы максимально подготовить себя к физическим и нравственным испытаниям», — пишет об Удинцеве писатель и журналист Дмитрий Шеваров.
И — цитирует из Диминого дневника: «Спешу записать одну мысль. Когда сам стараешься повлиять на себя, то становится понятна огромность той работы, которую проводили над собой отцы церкви, монахи, философы... Буду стараться вставать пораньше и молиться утром и вечером. Хорошо бы быть поспокойнее...» Конец цитаты.
Двадцатипятилетний Дмитрий Удинцев погиб при разведке боем, летом 1944-го года, в Белоруссии. Ровно за год до этого дня, в июне 1943-го, он закончил своё стихотворение «Бинокль» такими мужественными словами:
Многие из нас сейчас уходят.
Но страна не потеряет силы.
Если пуля воина скосила —
Всё оружье другу переходит.
А буквально за три месяца до последнего сражения, Удинцев оказался в павлопосадском госпитале после ранения. Излечиваясь от него, Дмитрий начал набрасывать большую поэму о войне под названием «Три года». Сохранилась строфа, относящаяся к 1943-му, переломному году:
Был радостный, бурливый и большой.
Мне звёздочка серебряной звездой
Упала на плечо. Покинув строй,
Я вновь в него вернулся офицером...
Царствие Небесное этому воину и поэту.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.