В гостях у программы "Материнский капитал" Анастасия Гамалей, преподаватель Московской консерватории, руководитель церковного хора.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях Анастасия Гамалей – преподаватель Московской консерватории, мама троих детей, здравствуйте, Настя!
А.Гамалей
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Но я знаю, что Вы кроме того, что профессиональный музыкант, пианистка и лауреат международных конкурсов, вы же еще и регент церковного хора и, правда?
А.Гамалей
— Да.
С.Бакалеева
— И насколько я знаю, Вы много лет вели церковное пение, занимались детками в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках?
А.Гамалей
— Да, я очень люблю с детишками заниматься церковным пением, потому что они, как никто другой восприимчивы к церковным песнопениям и вообще к службе, к церковной музыке.
С.Бакалеева
— А Вы церковную музыку когда узнали, в каком возрасте услышали впервые?
А.Гамалей
— Ой, услышала я ее в самом раннем детстве. Потому что ходила с родителями на службы иногда, но петь в церковном хоре я начала совершенно случайно. На дворе стоял 1989 год, только-только открылись храмы и мы с моим братом и сестрой двоюродными просто гуляли рано утром в воскресенье весной, а это была Пасха. И вот мы так гуляючи зашли в совершенно разрушенный храм Троицы в Листах, в храме не было пола, был только песок. Но как только нас увидела единственная женщина, которая стояла в храме, она была регентом, она сказала: «Детки, пожалуйста, помогите мне, я сегодня совершенно одна», - мы подошли и стали петь. А поскольку мы все профессионально занимались музыкой, пели мы видимо очень неплохо. После чего она сказала: «Дети, все я вас больше не отпускаю, вы будете ходить сюда к нам петь», - и она стала нас звать на клирос и так мы узнали, мы еще читать почти не умели, пели просто по интуиции. С этого момента началась моя церковно-певческая жизнь.
С.Бакалеева
— Чудесная история, действительно чудесная. Но если, скажем, дети наших слушателей не стали участниками такой чудесной истории, можно ли их как-то приобщить к церковному пению и нужно ли это делать?
А.Гамалей
— Я глубоко уверена, что обязательно нужно. Ребенок должен участвовать в службе. Ему сложно подчас понимать церковнославянские тексты, особенно если никто ему не объяснит, что это все вообще значит. Конечно, родители, мамы, папы, бабушки должны немножко приобщать его, что сейчас в данный момент происходит, но когда ребенок сам поет, конечно, он совершенно по-другому воспринимает происходящее. При некоторых храмах есть воскресные школы, в них очень часто занимаются с детьми церковным пением, пусть это будут какие-то небольшие песнопения, достаточно даже «Отче наш» на первых порах, ребенок будет преисполнен радости и даже в какой-то степени гордости, что он наравне со всеми взрослыми, притом не только взрослыми, а еще и певчими участвует в богослужении.
С.Бакалеева
— То есть, если мы увидели, что воскресная школа есть, не надо бояться такого сложного казалось бы словосочетания церковное пение, можно смело детей отдавать туда?
А.Гамалей
— Вы знаете, можно смело отдавать и ни в коем случае не бояться этого словосочетания, потому что как раз дети совершенно не боятся этого. Дети гораздо проще вникают в эти тексты, для них это понятнее, ведь они действительно дети, понимают все очень непосредственно. Я могу сказать, что за время моего сотрудничества с детьми, я очень многому у них научилась. Это конечно удивительно, что они по слуху начинают петь замечательно и очень понимают, к кому они обращаются. У всех детей, конечно должны быть какие-то первоначальные слуховые данные, я как раз против того, чтобы заниматься церковным пением со всеми детьми, которые только захотят, все-таки должно быть какое-то благообразие этого процесса, должно быть красиво, прежде всего, должно быть красиво. Поэтому, если ребенок хочет петь, умеет, и у вас при храме есть воскресная школа и там по стечению преподают церковное пение, думаю, что стоит туда обязательно обратиться и начать учить.
С.Бакалеева
— Это там скажут уже, есть слух у ребенка, или нет. Стоит обратиться сначала к педагогу, или сначала проверить нужно слух, потом уже обращаться?
А.Гамалей
— Я думаю, что можно сразу обратиться, в основном преподают профессионалы, у них все равно есть какое-то музыкальное образование и конечно они скажут, можно ли вашего ребенка записать в этот кружок церковного пения, или нет. Если, например, ребенок уже взрослый и он не знает, например, нотной грамоты совсем и никогда не учился музыке, но, например, у него есть слух – не беда, прекрасно, можно начинать обучение. Я лишь говорю, что ребятки, они все по слуху очень хорошо поют. Тем более, что они постоянно слышат эти песнопения на службе.
С.Бакалеева
— По слуху, то есть, вы имеете в виду, что они не смотрят, даже те дети, которые либо вообще не умеют читать еще, либо те дети, которые не знают нотной грамоты, они вполне могут участвовать?
А.Гамалей
— Да, конечно, я никогда ни от кого не требую знания музыкальной грамоты, потому что тогда мы просто останемся, может быть с одним, или двумя детьми максимально. Дети, у которых есть слух повторяют, то есть мы с ними учимся повторять. Тексты они конечно разучивают дома, тексты не сложные совсем, получают они от этого большое удовольствие и заметьте, как они стоят.
С.Бакалеева
— А как?
А.Гамалей
— Они стоят очень внимательно, то есть, у них нет желания пойти обязательно поправить какую-то покосившуюся свечку, или посидеть, или порисовать, или пойти посмотреть, что там продается в церковной лавке. Они стоят и занимаются прямым своим делом – они молятся, они поют.
С.Бакалеева
— Они стоят прямо на клиросе вместе со взрослыми?
А.Гамалей
— Нет, вы знаете, обычно я не смешиваю детей и взрослых, потому что – это все-таки, во-первых, детские и взрослые голоса, они все-таки плохо сочетаются вместе. Поэтому если есть профессиональный хор в храме, то мы просим просто их дать нам возможность спеть что-то из церковного богослужения. Что-то может быть одну-две-три вещицы какие-то спеть. Родители очень радуются, конечно, любуясь на своих чад и детям тоже очень полезно это.
С.Бакалеева
— А как-то родители, действительно, кроме того, что радуются, как-то они меняются от этого?
А.Гамалей
— я думаю да, с родителями происходят те же изменения, что и с детьми, они тоже не читают книжки, не поправляют свечки, а просто стоят и радуются, и слушают, и молятся.
С.Бакалеева
— Сколько можно заниматься, чтобы уже можно было участвовать в службе?
А.Гамалей
— Вы знаете, я думаю, что для этого не нужны какие-то долгие месяцы занятий. Я думаю, что нескольких спевок, так называются занятия церковным пением вполне достаточно для того, чтобы можно было уже маленький детский клирос вывести на так сказать богослужение. У меня был интересный очень случай в моей практике, когда была пасхальная ночная литургия и взрослый хор, настоящий хор пел на этой службе. Конечно, они потом ушли по домам. И вдруг батюшка сказал: «Как же так, а как же утро? Ведь есть бабушки, которые спали дома, им обязательно нужно тоже эту пасхальную службу простоять. Кто же будет петь?», - и тогда мы сказали: «Мы споем»
С.Бакалеева
— С детьми?
А.Гамалей
— С детьми, и пришли все дети… и детский хор пел прошлую как раз пасхальную службу пел детский хор – это было совершенно замечательно, удивительно просто.
С.Бакалеева
— Действительно здорово, а какого возраста дети пели?
А.Гамалей
— Я брала детей с четырех лет.
С.Бакалеева
— А самые старшие?
А.Гамалей
— Самым старшим было 16
С.Бакалеева
— Они способны все вместе петь в одном хоре?
А.Гамалей
— Да, у них всех очень чистые детские голоса непосредственные, у них еще есть такое немножко придыхание в голосе, очень замечательное, очень наивное, чуткое. Они поют очень искренно, это очень важно.
С.Бакалеева
— Есть ли какие-то учебные материалы? Как Вы строите программу свою? Или это все творчество, импровизация, фантазия?
А.Гамалей
— Нет, конечно есть. Во-первых, у нас есть богослужебные песнопения, да, то есть та самая церковная музыка, которую мы берем за основу и мы ее разучиваем. Никакой импровизации в данном случае нет, просто выбор педагога, что он с конкретным составом может выучить. Для маленьких детишек подходит «Богородице Дева радуйся», хотя бы просто какое-то простое песнопение, которое они с удовольствием выучат. Для старших детей мы пели уже, конечно, всю литургию целиком. Мой собственный опыт был тоже интересным, я приехала в детский лагерь православный, когда мне было 12 лет и там были, тоже проходили богослужения, в какой-то момент регент хора заболела и скзаала: «Настя, ты должна», я говорю: «Нет, я просто боюсь, я не смогу», - но пришлось. И хор у нас был тоже из таких же моих ровесников 12-13.
С.Бакалеева
— То есть, Вы стали регентом в 12 лет?
А.Гамалей
— Я стала регентом в 12 лет. Мы регентовали такие сложные службы, которые сейчас даже я не понимаю как это происходило, в 12 лет мне пришлось прорегентовать ночное богослужение Рождества, это очень сложная служба. Конечно, мы нервничали, девочки все плакали, потому что очень боялись, а вдруг батюшка скажет, что мы плохо поем. На самом деле, сейчас, смотря по записям я думаю, что это было умилительно.
С.Бакалеева
— А Вы говорите, даже 16-ти летние с вами выступают и поют на клиросе. 16-ти летние – это же подростки, они должны бунтовать.
А.Гамалей
— Ну, во-первых, они совершенно не должны бунтовать, просто некоторые из них любят это делать. Я думаю, что единственный способ удержать ребенка в храме, чтобы в сложный период подросткового возраста он просто не откинул это все и не ушел – это чтобы сама, главное семья была в храме и, конечно, ребенку нужно чем-то заниматься, в чем-то участвовать. Например, если у вашего ребенка нет слуховых данных, но он очень хочет, он очень хочет помогать, почему бы не попросить, чтобы он сделал что-то полезное? Может быть там, убираться, может быть что-то еще. Но если у ребенка уж есть слуховые данные, просто грех не поставить его петь.
С.Бакалеева
— И мальчики и девочки поют?
А.Гамалей
— И мальчики, и девочки.
С.Бакалеева
— То есть, это показано и мальчикам и девочкам?
А.Гамалей
— Конечно, просто, если у мальчика ломается голос в этот момент он совсем не может петь и задает петуха, тогда, наверное, стоит ему просто почитать что-то. Ведь богослужение – это не только песнопения, это еще и чтения. Церковнославянский язык не так уж сложен, это нам с вами может быть кажется, как же будем это все читать. Дети с легкостью это изучают, я даже удивляюсь, они сами начинают просто на нем читать и все понимают.
С.Бакалеева
— А еще каким образом могут участвовать в церковной жизни дети и подростки?
А.Гамалей
— Ну, прежде всего, это, конечно участие в воскресной школе. Там бывают очень интересные праздники, встречи, концерты. На концертах вполне уместно исполнение какого-нибудь церковного произведения, например, тропарь праздника могут детки спеть. В моей практике были замечательные постановки спектаклей с песнями, причем это песни могут быть не обязательно какие-то прямо уж церковные, это может быть просто очень красивая песня, посвященная Рождеству, весне, или зиме, осени, или например, тематические песни конкретно к праздникам Пресвятой Богородицы, или каких-то святых, это может быть какой-то подарок батюшке на день ангела, какая-то музыкальная постановка. Это все тоже есть и в воскресных школах очень часто с детьми все-таки занимаются пением. Не во всех есть церковное пене, но пение есть практически во всех.
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, Настя, а вот Вы стали регентом опять же чудесным таким образом, а вообще-то обучают в каких-то специальных заведениях регентов? Как это происходит?
А.Гамалей
— Вообще-то есть специальные учебные заведения, не только для регентов, они называются церковно-певческие школы, это могут быть детские школы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался церковным пением, а при вашем храме нет такого занятия, в вашей воскресной школе не преподают церковное пение, то есть замечательная школа церковного пения для мальчиков – это находится в подворье Троице-Сергиевой Лавры. Там очень серьезное обучение, может быть даже гораздо более серьезное, чем в музыкальной школе. Они изучают не только церковное пение, а еще и церковнославянский язык, Закон Божий, Сольфеджио обязательно, хоровое пение, вокал, постановка голоса, все это у них есть. Если уже ребенок, например, вырос и это уже девушка, или юноша 16-18 лет, то есть специальные регентские курсы. Есть школа духовного пения при храме Святой мученицы Татьяны. Есть регентские курсы, их очень много. Вот именно регентских курсов много. Но, есть одно совершенно уникальное учебное заведение по своим характеристикам – это регентская школа в Троице-Сергиевой Лавре. Туда принимаются только девушки в основном, замечательная по своему составу преподавателей, по своему настрою и оттуда выходят настоящие профессионалы. Всегда можно отличить регента, который закончил это учебное заведение, от любого другого.
С.Бакиалеева
— А Вы когда учились в консерватории, Вам приходилось, может быть, скрывать, что Вы регент, или наоборот, это может быть как-то Вам помогало в каких-то ситуациях?
А.Гамалей
— Вы знаете, это всегда помогало, во-первых, потому что когда человек поет в любом хоре, у него очень хорошо организуется гармонический слух, гармоническое мышление. Мне только это помогало всегда, у нас очень многие студентки пели в хорах, потому что, конечно музыкальное образование есть и это просто очень приятно. Я могу сказать, что гораздо сложнее просто стоять на службе, чем петь. Потому что когда ты поешь, ты все эти тексты богослужебные пропускаешь через себя, ты участвуешь в службе, ты никогда не устаешь, тебе никогда не бывает скучно. Поэтому хочется и деток наших приучить к этому, чтобы им никогда не было скучно на службе.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Анастасия. У нас в гостях была Анастасия Гамалей – преподаватель Московской Консерватории, мама троих детей, регент церковного хора. И мы говорили с ней о том, как же здорово, когда дети поют в церковном хоре, ведь таким образом, они вносят свою лепту в церковную службу, они чувствуют себя полноценными участниками. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 3. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Имя Божие, как мы помним из Священного Писания, нельзя произносить всуе, то есть нельзя его произносить вне молитвы, походя, как некую присказку, и уж тем более нельзя его произносить в речи, исполненной ненависти и злобы. Дабы не нарушить эту заповедь, древние евреи предпочитали и вовсе не произносить имя Божие вслух, однако мы можем в изобилии его встретить в псалмах, именно оно скрывается под русским словом «Господь». Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 3-й псалом, в нём имя Божие произносится в каждой строке, что отсылает нас к христианской практике непрестанной молитвы.
Псалом 3.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.
Для появления только что прозвучавшего псалма были вполне понятные предпосылки, и они указаны в надписании псалма: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего» (Пс. 3:1). Авессалом восстал на своего отца, поднял мятеж, и Давид был вынужден скрываться от сына и его сообщников. Это со всех сторон очень печальная история, но закончилась она для Давида хорошо в том смысле, что его царство устояло, однако сына он потерял. Во время восстания Авессалома многим казалось, что Давид обречён, и эту мысль царь выразил во второй строке 3-го псалма: «Многие говорят душе моей: „нет ему спасения в Боге“» (Пс. 3:3). Иными словами, люди, знавшие ситуацию, в которой оказался Давид, были убеждены, что даже Бог не в силах помочь царю. У Давида же, как мы понимаем, было совершенно иное мнение на этот счёт.
Своё мнение Давид выразил здесь же: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Пс. 3:4). Неважно, как складываются обстоятельства, неважно, что думают люди, и что они говорят, значение имеют лишь личные отношения праведника с Богом. Давид, взывая к Богу, многократно повторяя Его святое Имя, тем самым, если можно так выразиться, меняет реальность вокруг себя. Да, в физическом мире ещё мало что изменилось, изменения может видеть лишь Давид, и он видит, что Бог его не посрамит, не даст пасть его царству, Бог сохранит жизнь царя. Окружающие же наблюдают нечто совершенно иное, они, будучи вне Бога, не могут постигнуть замысел Божий, и то, что Бог уже принял решение, Он уже изменил окружающий мир, Бог уже вторгся в исторический процесс, а потому никакие человеческие усилия по свержению Давида не имеют смысла.
Мы понимаем, что Бог неизменен и верен Себе. Он действует в нашем мире точно так же, как он действовал во времена Давида. Следовательно, и сейчас есть две одновременно существующих реальности: реальность людей, призывающих Имя Господне, и реальность тех, кто живёт без Бога. Наш мир — мир молитвы — это не иллюзия и не самовнушение, это Царство Божие, которое, по слову Христову, находится не в каком-то загробном мире, а среди людей, призывающих Имя Господне.
Человек волен сам выбирать в каком мире ему жить: в печальном сером мирке страха и материальной обусловленности, или в мире присутствия Божия, то есть в мире, который является преддверием рая. То, каким ощущается мир, наполненный Богом, говорит прозвучавший сегодня псалом, и в нём мы услышали главное: в этом мире нет страха, ведь никакое зло не может коснуться праведника и отторгнуть его от пребывания с Богом.
Псалом 3. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 3. (Церковно-славянский перевод)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как перестать испытывать страх перед людьми, ситуациями и этой жизнью в целом? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Н о сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
О том, что приключилось с апостолом Павлом в Асии, мы можем только гадать. Предположительно, Асия — это древнее название Малой Азии. Павел проповедовал здесь довольно продолжительное время, за которое произошло множество разных событий. Возможно, он подразумевает то, что произошло с ним в городе Ефесе. Там у него возник конфликт с местными язычниками, почитателями богини Артемиды. Это чуть было не закончилось для Павла трагически. Также христианские толкователи предполагают, что речь может идти о какой-то тяжёлой болезни, от которой апостол чуть не умер. Как бы то ни было, с ним произошла крайне неприятная история. Он оказался на грани жизни и смерти.
Однако Павел отнюдь не унывает по этому поводу. В его интонациях нет фатальной обречённости. В чём источник этой силы? Он прямо отвечает на этот вопрос: «но сами в себе имели приговор к смерти». Другими словами, апостол как бы говорит: «Я итак умер, чего мне ещё бояться». Какую смерть имеет в виду Павел? Очевидно, он намекает на свою встречу со Христом. Апостолу открылась тайна креста Спасителя. Он стал соучастником Его смерти и воскресения. Другими словами, умер для прежней жизни. И стал жить совсем на другом основании. Как в одном из посланий Павел пишет: мы «всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей».
Отцы Церкви называли такое состояние «животворным умертвием». Человек ещё в теле, вроде живёт земной жизнью, но закон греха перестаёт им владеть. Он мёртв для всех тех состояний, которые грех вызывает в его душе. В том числе и для страха. Так и в случае Павла. Вне зависимости от обстоятельств его внутреннее расположение было таково, что он был готов уйти к Богу каждое мгновение. Всеми клеточками своей души он ощущал, что его ведёт Господь. И случаи, подобные случаю в Асии, лишь усиливали в нём это настроение. Поэтому он и пишет, что тяжкие испытания посылаются «для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит».
Отношение Павла к жизни может стать для нас практическим руководством к действию. Каждый день с нами происходят события, которые выбивают нас из колеи и нарушают размеренный ритм. Мы можем расстраиваться, раздражаться, злиться, впадать в уныние и, конечно же, бояться. То есть воспринимать происходящее как маленькую катастрофу или даже смерть. Такое настроение в итоге делает наше существование невыносимым. Ведь жизнь полна нежелательных сюрпризов. Ведь она постоянно что-то отнимает у нас. А потому важно воспитывать в себе состояние страха Божия. Это не животный ужас перед небытием. Это особое действие на душу божественной благодати. Оно даёт нам почувствовать близкое присутствие Творца, которое освобождает нас от ужаса перед жизнью. Оно делает нас мёртвыми для греховных пристрастий и привычек. А то, что умерло, больше умереть не может. То, что сгорело, больше не сгорит. Мы перестаём бояться потерять то, что считали своим. Мы и так от него отказались. И вся наша жизнь теперь принадлежит Творцу.
Как правило приобретаем мы это состояние в том случае, если всеми силами стараемся искать волю Бога и на практике исполнять Его заповеди. Если понуждать себя к этой работе на ежедневной основе, то вскоре мы увидим, что неприятности перестают нас страшить. Мы увидим, что ничто с нами не происходит просто так, случайно. Но и то, что мы называем горем, и то, что считаем радостью, всё вплетено в план Творца. Всё может стать той дверью, через которую мы входим в Его Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Священномученик Сергий Мечёв о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из бесед священномученика Сергия Мечёва «О молитве» размышляли о том, что такое молитва, почему ее называют «дыханием духовной жизни», является ли она даром от Бога или результатом нашего труда, а также о чем необходимо помнить тому, кто хочет научиться молитве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов








