2 Кор., 182 зач., VI, 16 — VII, 1.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Священном Писании Ветхого Завета есть такой эпизод. После исхода из Египта пророк Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Господь повелел пророку подняться на вершину, чтобы заключить в его лице завет с израильским народом. Моисей отсутствовал целых сорок дней. Люди, думали, что их вождь погиб. Они испугались. «Кто теперь поведет нас через пустыню, — говорили они, — кто будет общаться с Богом?» В Египте они привыкли решать свои проблемы, обращаясь к идолам. Вот и теперь, чтобы выйти из трудной ситуации, они отлили себе золотого тельца. Так им было привычней и спокойней. «Теперь наш Бог с нами», — говорили они. В итоге этот и подобные поступки привели к ужасным последствиям. Практически никто из тех, кто вышел из Египта, до Палестины не дошел. Все погибли во время сорокалетнего странствования по пустыне. Именно на этот темный период жизни богоизбранного народа и намекает апостол Павел в начале только что прозвучавшего отрывка.
Для христиан той эпохи это было как нельзя актуально. Их жизнь проходила в окружении язычников, весь быт которых был пропитан ритуалом. Хочешь нормально общаться с коллегами по работе, с соседями, хранить мир в семье, считаться добропорядочным гражданином — хотя бы формально принимай участие в ритуале. В противном случае неизбежно возникнет напряжение. На тебя будут смотреть с подозрением, с неприязнью, считать неблагонадежным. Это создаст ненужные проблемы, лишит тебя комфорта и уюта привычного размеренного хода жизни. Поэтому многие и шли на компромиссы. Апостол Павел очень категоричен. Он настаивает, чтобы ни в каких случаях христиане не принимали участие в подобном, даже не смотря на те трудности, к которым это может привести и тот внутренний и внешний дискомфорт, который они неизбежно испытают.
Скажут, сейчас другое время. Мы живем в другом мире. Европейская культура христианская в своих основаниях. Это так. У нас нет обычая задабривать духов неба, земли и своей квартиры разного рода камланиями и жертвами. Однако на самом деле это просто потому, что наше идолопоклонство приняло другой характер. Наши божки часто сделаны не из камня и дерева, он живут прямо внутри нас. Это те греховные пристрастия, которые мы взращиваем, подпитываем и культивируем. И такая форма идолослужения ничем не лучше своего древнего варианта. А может быть и хуже. Ведь древние язычники были в каком-то смысле честны. Они прямо говорили: не верим во Христа, верим в Зевса. А мы заявляем, что верим во Христа, а на самом деле на бытовом уровне приносим жертвы своему животу, тщеславию и другим богам. Просто потому, что так нам комфортнее. Как тем древним евреям в пустыне, которые вроде бы и в Бога верили и золотого тельца себе отлили. А потому прислушаемся к словам апостола, постараемся выгнать из своей жизни всю нечистоту, чтобы подобно Израилю не блуждать по пустыне, но быстрее вернуться домой, где наш небесный Отец с радостью примет нас как своих долгожданных и любимых дочерей и сыновей.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.