
Архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников и архимандрит Виссарион (Матичин) с матушками в Вознесенском соборе. Фото 1970-х гг.
«...Замечательная, духовно высокая жизнь была у архимандрита Исаакия. Только он в основном умалчивал о себе, многое держал сокровенным. Мы знаем, что он был офицером армии Врангеля, монахом и батюшкой. Но как-то забываем, что он еще был и поэтом, писателем, а также, по своей исключительной одаренности, философом, богословом и учителем. Он был одарен великой памятью, и знания его были энциклопедическими. Но не это главное в нем. Главное — любовь к нам, простым людям, понимание душ человеческих. Свои проповеди он всегда произносил, обращаясь к сердцу человека, поэтому люди на его проповедях всегда плакали — вместе с ним. И я, грешный, часто плакал. Вот за такие проповеди его просто выслали из Алма-Аты...»
Отрывок из книги «Офицер, монах и пастырь» нам читал Сергей Агапов.
Большой, семисотстраничный том, тщательно составленный Алевтиной Окуневой, посвящен одному из выдающихся подвижников православия — архимандриту Исаакию (Виноградову), прожившему на белом свете ровно 85 лет и отошедшему к Господу в начале 1981 года в Ельце.
Именно здесь, в старинном русском городе, — оставив за спиною Белую армию, эмиграцию, арест советскими войсками по окончании Второй мировой, сталинский лагерь и годы священства в Казахстане — отец Исаакий и прослужил в течение двадцати трех лет.
Всё это время он был настоятелем Вознесенского собора, главного храма Ельца.
К месту его упокоения на городском кладбище притекает православный народ со всей России, к нему идут как к живому.
...Когда-то, ещё в Алма-Ате, с отцом Исаакием встретился, стал духовным чадом и другом — офицер-фронтовик (а впоследствии и священник) — Пётр Бахтин, отрывки из воспоминаний которого мы сегодня слушаем.
«Когда отца архимандрита перевели в Елец, я помогал ему переезжать. Потом часто навещал его в Ельце, один и с семьей. Вспоминаю, как мы вместе с ним молились — у него дома и в Вознесенском соборе. Во время службы я стоял всегда в алтаре, помогал ему, видел, как отец Исаакий служит: внимательно, благоговейно. Вокруг него была святая атмосфера — душа отдыхала, радовалась...»
Из воспоминаний протоиерея Петра Бахтина читал Сергей Агапов.
...Вероятно, эти чистосердечные странички отца Петра оказались его самым последним рукотворным трудом: батюшки не стало в 2005-ом, когда и вышло объёмное издание, в которое я положил сегодня свои закладки.
Замечательная — напомню ещё раз — книга, посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову).
«...Один раз я был свидетелем высочайшего смирения отца архимандрита. Как-то я ожидал его после службы, чтобы пойти вместе с ним домой, на Октябрьскую. И вот одна женщина, работница храма, стала что-то грубо ему выговаривать (это настоятелю собора!) и чем-то даже стращать, всем своим видом и словами показывая свое недовольство. Я в душе возмутился. Но отец Исаакий оставался совершенно мирным, и вдруг я увидел, как он, такая величина и такой больной, прося у этой женщины прощения ради Христа Бога, упал ей в ноги. Для меня это был действительный пример смирения души святого человека, свидетельство его внутреннего подвига...»
Из воспоминаний священника Петра Бахтина нам читал Сергей Агапов.
Книга «Офицер, монах и пастырь», посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову), выдающемуся проповеднику слова Божия; ставшему истинным духовным отцом для многих и многих в годы гонений на веру, — оказалась для меня — благодарным открытием и драгоценной духовной встречей.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема