
Архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников и архимандрит Виссарион (Матичин) с матушками в Вознесенском соборе. Фото 1970-х гг.
«...Замечательная, духовно высокая жизнь была у архимандрита Исаакия. Только он в основном умалчивал о себе, многое держал сокровенным. Мы знаем, что он был офицером армии Врангеля, монахом и батюшкой. Но как-то забываем, что он еще был и поэтом, писателем, а также, по своей исключительной одаренности, философом, богословом и учителем. Он был одарен великой памятью, и знания его были энциклопедическими. Но не это главное в нем. Главное — любовь к нам, простым людям, понимание душ человеческих. Свои проповеди он всегда произносил, обращаясь к сердцу человека, поэтому люди на его проповедях всегда плакали — вместе с ним. И я, грешный, часто плакал. Вот за такие проповеди его просто выслали из Алма-Аты...»
Отрывок из книги «Офицер, монах и пастырь» нам читал Сергей Агапов.
Большой, семисотстраничный том, тщательно составленный Алевтиной Окуневой, посвящен одному из выдающихся подвижников православия — архимандриту Исаакию (Виноградову), прожившему на белом свете ровно 85 лет и отошедшему к Господу в начале 1981 года в Ельце.
Именно здесь, в старинном русском городе, — оставив за спиною Белую армию, эмиграцию, арест советскими войсками по окончании Второй мировой, сталинский лагерь и годы священства в Казахстане — отец Исаакий и прослужил в течение двадцати трех лет.
Всё это время он был настоятелем Вознесенского собора, главного храма Ельца.
К месту его упокоения на городском кладбище притекает православный народ со всей России, к нему идут как к живому.
...Когда-то, ещё в Алма-Ате, с отцом Исаакием встретился, стал духовным чадом и другом — офицер-фронтовик (а впоследствии и священник) — Пётр Бахтин, отрывки из воспоминаний которого мы сегодня слушаем.
«Когда отца архимандрита перевели в Елец, я помогал ему переезжать. Потом часто навещал его в Ельце, один и с семьей. Вспоминаю, как мы вместе с ним молились — у него дома и в Вознесенском соборе. Во время службы я стоял всегда в алтаре, помогал ему, видел, как отец Исаакий служит: внимательно, благоговейно. Вокруг него была святая атмосфера — душа отдыхала, радовалась...»
Из воспоминаний протоиерея Петра Бахтина читал Сергей Агапов.
...Вероятно, эти чистосердечные странички отца Петра оказались его самым последним рукотворным трудом: батюшки не стало в 2005-ом, когда и вышло объёмное издание, в которое я положил сегодня свои закладки.
Замечательная — напомню ещё раз — книга, посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову).
«...Один раз я был свидетелем высочайшего смирения отца архимандрита. Как-то я ожидал его после службы, чтобы пойти вместе с ним домой, на Октябрьскую. И вот одна женщина, работница храма, стала что-то грубо ему выговаривать (это настоятелю собора!) и чем-то даже стращать, всем своим видом и словами показывая свое недовольство. Я в душе возмутился. Но отец Исаакий оставался совершенно мирным, и вдруг я увидел, как он, такая величина и такой больной, прося у этой женщины прощения ради Христа Бога, упал ей в ноги. Для меня это был действительный пример смирения души святого человека, свидетельство его внутреннего подвига...»
Из воспоминаний священника Петра Бахтина нам читал Сергей Агапов.
Книга «Офицер, монах и пастырь», посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову), выдающемуся проповеднику слова Божия; ставшему истинным духовным отцом для многих и многих в годы гонений на веру, — оказалась для меня — благодарным открытием и драгоценной духовной встречей.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема