
Архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников и архимандрит Виссарион (Матичин) с матушками в Вознесенском соборе. Фото 1970-х гг.
«...Замечательная, духовно высокая жизнь была у архимандрита Исаакия. Только он в основном умалчивал о себе, многое держал сокровенным. Мы знаем, что он был офицером армии Врангеля, монахом и батюшкой. Но как-то забываем, что он еще был и поэтом, писателем, а также, по своей исключительной одаренности, философом, богословом и учителем. Он был одарен великой памятью, и знания его были энциклопедическими. Но не это главное в нем. Главное — любовь к нам, простым людям, понимание душ человеческих. Свои проповеди он всегда произносил, обращаясь к сердцу человека, поэтому люди на его проповедях всегда плакали — вместе с ним. И я, грешный, часто плакал. Вот за такие проповеди его просто выслали из Алма-Аты...»
Отрывок из книги «Офицер, монах и пастырь» нам читал Сергей Агапов.
Большой, семисотстраничный том, тщательно составленный Алевтиной Окуневой, посвящен одному из выдающихся подвижников православия — архимандриту Исаакию (Виноградову), прожившему на белом свете ровно 85 лет и отошедшему к Господу в начале 1981 года в Ельце.
Именно здесь, в старинном русском городе, — оставив за спиною Белую армию, эмиграцию, арест советскими войсками по окончании Второй мировой, сталинский лагерь и годы священства в Казахстане — отец Исаакий и прослужил в течение двадцати трех лет.
Всё это время он был настоятелем Вознесенского собора, главного храма Ельца.
К месту его упокоения на городском кладбище притекает православный народ со всей России, к нему идут как к живому.
...Когда-то, ещё в Алма-Ате, с отцом Исаакием встретился, стал духовным чадом и другом — офицер-фронтовик (а впоследствии и священник) — Пётр Бахтин, отрывки из воспоминаний которого мы сегодня слушаем.
«Когда отца архимандрита перевели в Елец, я помогал ему переезжать. Потом часто навещал его в Ельце, один и с семьей. Вспоминаю, как мы вместе с ним молились — у него дома и в Вознесенском соборе. Во время службы я стоял всегда в алтаре, помогал ему, видел, как отец Исаакий служит: внимательно, благоговейно. Вокруг него была святая атмосфера — душа отдыхала, радовалась...»
Из воспоминаний протоиерея Петра Бахтина читал Сергей Агапов.
...Вероятно, эти чистосердечные странички отца Петра оказались его самым последним рукотворным трудом: батюшки не стало в 2005-ом, когда и вышло объёмное издание, в которое я положил сегодня свои закладки.
Замечательная — напомню ещё раз — книга, посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову).
«...Один раз я был свидетелем высочайшего смирения отца архимандрита. Как-то я ожидал его после службы, чтобы пойти вместе с ним домой, на Октябрьскую. И вот одна женщина, работница храма, стала что-то грубо ему выговаривать (это настоятелю собора!) и чем-то даже стращать, всем своим видом и словами показывая свое недовольство. Я в душе возмутился. Но отец Исаакий оставался совершенно мирным, и вдруг я увидел, как он, такая величина и такой больной, прося у этой женщины прощения ради Христа Бога, упал ей в ноги. Для меня это был действительный пример смирения души святого человека, свидетельство его внутреннего подвига...»
Из воспоминаний священника Петра Бахтина нам читал Сергей Агапов.
Книга «Офицер, монах и пастырь», посвящённая архимандриту Исаакию (Виноградову), выдающемуся проповеднику слова Божия; ставшему истинным духовным отцом для многих и многих в годы гонений на веру, — оказалась для меня — благодарным открытием и драгоценной духовной встречей.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема