
Эрик пришёл в московский Елизаветинский детский сад с большим багажом трудностей. Он плохо двигается и сам почти ничего не слышит, его выручают слуховые аппараты. Поначалу Эрику было некомфортно в новой обстановке, он нервничал, не хотел ни с кем общаться и отказывался от еды. Но в Елизаветинском саду, где помогают особенным детям, знают, что ко всем нужно относиться с любовью, терпением и пониманием. В этот детский сад приводят ребят с тяжёлыми двигательными и другими нарушениями. С каждым занимаются разные специалисты, и отталкиваясь от возможностей ребёнка, учат его важному: ладить с другими, выражать эмоции и желания, самостоятельно есть и не только. К Эрику тоже нашли подход. Подобрали правильный темп занятий и определили вектор развития — через книги и визуальные пособия.
Теперь он с радостью приезжает в сад, у него появились друзья и любимое занятие — изучать книги. Он с удовольствием пролистывает страницы, вглядывается в текст и рассматривает картинки.
Пример Эрика — это доказательство того, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти подход к ребёнку и помочь ему совершить успехи в развитии.
За каждым достижением подопечных Елизаветинского детского сада стоит ежедневный труд сотрудников: воспитателей, музыкального педагога, специалиста по социальной адаптации, дефектолога и других.
Поддержите проект и его команду, сделав любой благотворительный взнос на сайте Елизаветинского сада. И пусть дети с тяжёлыми нарушениями обретают возможность развиваться и общаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 79. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
27 августа. О Беседной Иконе Божией Матери

Сегодня 27 августа. Церковь чтит Беседную Икону Божией Матери.
О её истории — священник Родион Петриков.
Сегодня мы обращаемся к удивительному образу — Беседной иконе Божьей Матери. Эта икона носит такое тёплое и очень домашнее название «Беседная» неслучайно. Она напоминает нам о том, как в 1383 году под Новгородом простому скромному пономарю по имени Георгий явилась Сама Царица Небесная. Она сидела на сосновом бревне, а рядом с Ней был светлый старец, святитель Николай Чудотворец. Они не явились в ослепительном величии, а словно ждали его, чтобы побеседовать по-дружески.
Этот случай — прекрасный пример того, как Божья Матерь близка каждому человеку в независимости от его звания и заслуг. Она готова говорить с нами, с простыми людьми, в самой обычной жизни, готова поддержать, утешить и указать верный путь.
Образ Беседной Богородицы — это призыв к нам с вами остановиться в ежедневной суете, отложить все дела и найти время для тихой и сердечной беседы с нашей небесной Ходатаицей в молитве.
Пусть же этот день напомнит нам о простоте и доверии, с которыми мы можем обращаться к Пресвятой Богородице, — Она всегда слышит тех, кто приходит к Ней с открытым сердцем и верой.
Все выпуски программы Актуальная тема