
Философ Иван Киреевский и его супруга Наталья шли ко Христу, словно держась за руки. В их жизни вера была неотделима от взаимной любви. А семейное благополучие невозможно без церковного благословения.
В 1829 году молодой философ Иван Киреевский собирался уехать в Германию, чтобы слушать лекции в одном из университетов. Его удерживало только одно — любовь к Наталье Арбеневой, дальней родственнице Ивана Васильевича, которую он знал с детства, и на которой намеревался жениться. Киреевский сделал ей предложение, но получил отказ. Молодой человек воспринял это как настоящую трагедию. Надежды рухнули, Киреевский решил всё же уехать на два года в Берлин. И после возвращения он долго не решался заговорить с возлюбленной. Однако первого марта 1834 года Киреевский случайно увидел Наталью Петровну на одном из званых вечеров, подошёл к ней и вновь рассказал о своей любви. Его слова были столь искренни и нежны, что девушка на этот раз ответила взаимностью. Уже следующим утром Иван Васильевич привёл невесту к матери, чтобы получить её благословение. «Счастье! Это слово, от которого я было отвык и которое вдруг воскресло для меня с полным, глубоким смыслом» — так описывал свои чувства Киреевский.
Молодые люди обвенчались 29 апреля 1834 года. После свадьбы они поселились в родовом имении Киреевских Долбино, неподалёку от Оптиной пустыни. Иван Васильевич управлял усадьбой, взяв на себя роль агронома, банкира, судьи и посредника в крестьянских тяжбах. Наталья Петровна воспитывала детей — их у Киреевских было восемь.
Первые годы после свадьбы супруги жили дружно, но по-разному смотрели на духовную жизнь. Наталья Петровна удивляла мужа неукоснительным соблюдением православных обрядов, а он, в свою очередь, огорчал её полным пренебрежением к ним. Однажды Иван Васильевич предложил супруге прочитать вместе одну из книг немецкого философа Шеллинга. Наталья Петровна согласилась и, дочитав книгу, сказала: «Очень интересно, но большинство этих идей мне известны из творений святых отцов. Не хочешь ли ты с этими трудами ознакомиться?» Под влиянием супруги Киреевский погрузился в мир православного богословия.
Наталья Петровна познакомила мужа со своим духовником, старцем московского Новоспасского монастыря Филаретом. Во многом благодаря ему в жизни Ивана Васильевича произошёл духовный переворот. С тех пор в философских трудах Киреевского появляется идея преображения жизни на основе православной веры. В религиозной жизни Киреевские теперь были единодушны. Они вместе молились, вместе посещали богослужения, часто причащаясь. Супруги помогали деньгами и хлебом близлежащим монастырям — Спасо-Преображенскому мужскому и Крестовоздвиженскому женскому. В их доме гостили монахи и монахини. Киреевских в деревне навещал Николай Гоголь, историк Тимофей Грановский, публицисты-славянофилы Александр Кошелев и Терций Филиппов.
После смерти отца Филарета ближайшим другом и духовником семьи стал оптинский старец Макарий. Супруги часто посещали его в монастыре, а иногда принимали старца в Долбино. Духовные наставления отца Макария утешали супругов в самые тяжёлые моменты жизни, например, когда в течение 1846 года они потеряли дочь Катю и двух близких друзей — Дмитрия Валуева и Николая Языкова. Вместе с отцом Макарием Киреевские предприняли издание святоотеческих творений. Иван Васильевич редактировал переводы. Наталья Петровна взяла на себя организационные хлопоты: денежные расчёты, переговоры с типографией.
В 1856 году Киреевский отлучился по делам в Москву. Перед самым возвращением он заразился холерой и скоропостижно скончался. Наталья Петровна переживала от того, что она не смогла проститься с мужем, быть с ним в его последние часы. Пережить расставание ей помогла молитва, любовь к детям и надежда на то, что эта разлука не будет вечной.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема