2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание свидетельствует, что мир, в котором мы живем, находится вовсе не в том состоянии, в котором он был задуман и создан Богом. Сам человек тоже не таков, каким он был изначала. Источник искажения — грехопадение первых людей, после вкушения ими плодов с древа познания добра и зла в мир вошла смерть со всем множеством ее производных. Так быть не должно и что-то надо с этим делать.
Но что именно нужно делать? Библейский ответ таков: Бог, согласно обетованию книги Бытия, в определенный момент истории пошлет Примирителя (см. Быт. 49:10), то есть того, что сможет устранить неполадки в испорченных отношения Бога и человека, вызванных волеизъявлением первых людей. Речь идет о Христе. Он должен прийти и примирить Бога и человечество. Христиане убеждены, что Христос уже пришел, что Он пострадал, был распят, воскрес и вознесся, мы утверждаем, что акт примирения уже свершился.
До этого момента говорить о примирении довольно просто. А вот дальше начинаются сложности. Каким образом Христос это сделал? В чем смысл Его Смерти и Воскресения? Что изменилось после них? Как увидеть и как определить эти изменения? Ведь если они столь же всеобъемлющие, как и грехопадение, то их, как кажется, нельзя было бы не заметить вне зависимости от согласия или не согласия с христианством. Но для всех очевидно, что мир в своих базовых характеристиках остался прежним: все те же конфликты, все те же страдания, все та же смерть.
Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает один из возможных ответов на эти вопросы. Он делает попытку объяснить каким образом произошло примирения Бога с человеком и что из этого следует. Он пишет: «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Смерть — следствие грехопадения. Умирать должны все. Но при этом смерть — штука очень странная. Можно оставаться живым, но при этом быть мертвым. Речь не идет о смерти души от множества грехов. Имеется в виду нечто иное: многие люди пережили или переживают смерть своих близких, зачастую эти переживания страшней самой смерти. Нет тех слов, которые могли бы описать горе родителей, потерявших своих детей. Или отсутствие смысла жить от потери супруги или супруга после полувека совместной жизни. Биологическая жизнь продолжается, но назвать это продолжение жизнью в собственном смысле слова нельзя. Это не жизнь, это что-то другое, значительно более близкое к смерти, чем к жизни. Жить после смерти любимого человека получается далеко не у всех, об этом сказано и написано много. Апостол Павел своими словами продолжает эту же линию рассуждений — он пишет о смерти Того, Кого, по его мнению, мы должны любить больше, чем кого бы то ни было еще. Он имеет в виду умершего Воплощенного Бога. Это та трагедия, после которой смысл жизни утрачивается. Получается, что смерть Христа — смерть для всех тех, кто Его любит. То есть для всех верующих в Него.
Апостол продолжает свою мысль: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Христовы ученики пережили смерть Учителя. Пережили утрату собственной жизни. Но Он воскрес. Жизнь вернулась. Правда, уже совершенно иная. Близкой аналогией может быть возвращение к жизни трагически погибших детей. Да, увы, такого не происходит. Но если представить, что такое чудо случилось, то какой станет жизнь их родителей? Очевидно, что ценность и наполненность каждой секунды кардинально изменятся. Именно это и подразумевает апостол Павел: Христос умер и Христос воскрес, примирение же с Богом заключается в том, чтобы пройти через ужас смерти Возлюбившего нас Бога, очиститься от всего временного и наносного, встретить Воскресшего, и после этого жить уже не для себя, а для Него. Апостолы и все святые на примере собственной жизни доказали, что это возможно. Дай Бог, чтобы это получилось и у нас.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.