
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание свидетельствует, что мир, в котором мы живем, находится вовсе не в том состоянии, в котором он был задуман и создан Богом. Сам человек тоже не таков, каким он был изначала. Источник искажения — грехопадение первых людей, после вкушения ими плодов с древа познания добра и зла в мир вошла смерть со всем множеством ее производных. Так быть не должно и что-то надо с этим делать.
Но что именно нужно делать? Библейский ответ таков: Бог, согласно обетованию книги Бытия, в определенный момент истории пошлет Примирителя (см. Быт. 49:10), то есть того, что сможет устранить неполадки в испорченных отношения Бога и человека, вызванных волеизъявлением первых людей. Речь идет о Христе. Он должен прийти и примирить Бога и человечество. Христиане убеждены, что Христос уже пришел, что Он пострадал, был распят, воскрес и вознесся, мы утверждаем, что акт примирения уже свершился.
До этого момента говорить о примирении довольно просто. А вот дальше начинаются сложности. Каким образом Христос это сделал? В чем смысл Его Смерти и Воскресения? Что изменилось после них? Как увидеть и как определить эти изменения? Ведь если они столь же всеобъемлющие, как и грехопадение, то их, как кажется, нельзя было бы не заметить вне зависимости от согласия или не согласия с христианством. Но для всех очевидно, что мир в своих базовых характеристиках остался прежним: все те же конфликты, все те же страдания, все та же смерть.
Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает один из возможных ответов на эти вопросы. Он делает попытку объяснить каким образом произошло примирения Бога с человеком и что из этого следует. Он пишет: «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Смерть — следствие грехопадения. Умирать должны все. Но при этом смерть — штука очень странная. Можно оставаться живым, но при этом быть мертвым. Речь не идет о смерти души от множества грехов. Имеется в виду нечто иное: многие люди пережили или переживают смерть своих близких, зачастую эти переживания страшней самой смерти. Нет тех слов, которые могли бы описать горе родителей, потерявших своих детей. Или отсутствие смысла жить от потери супруги или супруга после полувека совместной жизни. Биологическая жизнь продолжается, но назвать это продолжение жизнью в собственном смысле слова нельзя. Это не жизнь, это что-то другое, значительно более близкое к смерти, чем к жизни. Жить после смерти любимого человека получается далеко не у всех, об этом сказано и написано много. Апостол Павел своими словами продолжает эту же линию рассуждений — он пишет о смерти Того, Кого, по его мнению, мы должны любить больше, чем кого бы то ни было еще. Он имеет в виду умершего Воплощенного Бога. Это та трагедия, после которой смысл жизни утрачивается. Получается, что смерть Христа — смерть для всех тех, кто Его любит. То есть для всех верующих в Него.
Апостол продолжает свою мысль: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Христовы ученики пережили смерть Учителя. Пережили утрату собственной жизни. Но Он воскрес. Жизнь вернулась. Правда, уже совершенно иная. Близкой аналогией может быть возвращение к жизни трагически погибших детей. Да, увы, такого не происходит. Но если представить, что такое чудо случилось, то какой станет жизнь их родителей? Очевидно, что ценность и наполненность каждой секунды кардинально изменятся. Именно это и подразумевает апостол Павел: Христос умер и Христос воскрес, примирение же с Богом заключается в том, чтобы пройти через ужас смерти Возлюбившего нас Бога, очиститься от всего временного и наносного, встретить Воскресшего, и после этого жить уже не для себя, а для Него. Апостолы и все святые на примере собственной жизни доказали, что это возможно. Дай Бог, чтобы это получилось и у нас.
«Журнал от 07.11.2025». Алена Рыпова, Ольга Зайцева
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Реалити-сериал «Монастыринг»;
— Лекторий Академии журнала «Фома»;
— Профессии в области медиа — как учиться?
— День рождения Ф.М. Достоевского.
Все выпуски программы Журнал
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема







