
Михаил и Мария Водопьяновы
Знаменитый полярный лётчик Михаил Водопьянов и его супруга Мария прожили в браке почти пятьдесят лет. В одном из интервью внучка супругов Мария призналась: «Бабушка — настоящая героиня семейного тыла. Постоянные заботы и тревоги за мужа. Остается только догадываться, что творилось у неё на душе, когда она ждала его из полёта, о чём она думала. И без неё, кто знает, возможно, и Михаил Водопьянов не стал бы таким, каким мы его знаем...»
Михаил и Мария познакомились в 1923 году в Москве. Михаил в то время работал шофёром на аэродроме, Мария — машинисткой. Судьбоносная встреча могла и не состояться, если бы не случайность. У родственников Марии была продовольственная палатка. И вот однажды дядя попросил Машу посидеть там вместо него. Постоянный покупатель Михаил Водопьянов был приятно удивлён, увидев незнакомую девушку. Серьёзным голосом он спросил у неё: «Ты кто?»
— Я — Маша, — смущённо ответила девушка.
Тогда Михаил неожиданно уверенным голосом сказал: «Ты будешь моей женой!» И в тот же вечер пришёл к родителям Марии просить её руки. Отец и мать девушки были не против, но предложили молодым узнать друг друга получше. Со временем Михаил и Мария полюбили друг друга. Весной 1924 года они поженились.
Через год у них родился первенец Владимир, а в 1926 году появилась на свет дочь Вера. Супруги жили скромно. На столе у Водопьяновых была незатейливая, но вкусная еда и пироги, которые удавались хозяйке дома особенно хорошо.
В 1928 году наконец-то сбылась мечта Михаила — он получил удостоверение лётчика. И в скором времени его направили в город Хабаровск. Там участвовал в открытии воздушной линии на остров Сахалин. Это была сложная и опасная работа, практически никто из лётчиков не соглашался летать в условиях северного климата. Но Михаил справился с поставленной задачей, во многом благодаря поддержке родных, тёплым письмам, которые он получал регулярно. И в 1930 году лётчик с триумфом вернулся в Москву, где с нетерпением его ожидали супруга и дети.
1933 год стал для семьи Водопьяновых настоящим испытанием. В начале года случилась большая радость — родился сын Михаил. А буквально через пару недель при перелете по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке, прямо над озером Байкал, самолет Михаила Васильевич потерпел страшную аварию. Мария Дмитриевна с тяжёлым сердцем оставила детей с матерью, а сама поспешила к мужу. Не зная сна, ухаживала она за супругом. Благодаря заботе и любви жены Михаил на удивление быстро стал поправляться. Уже через несколько месяцев после аварии супруги вернулись в Москву.
Когда в 1934 году пароход «Челюскин» потерпел крушение во льдах Чукотского моря, Михаилу, как опытному лётчику-полярнику, предложили участвовать в спасательной операции. Мария не хотела отпускать мужа в опасный перелёт длиной почти 6000 километров. Решение супругами далось непросто, но приняли они его вместе. Когда узнали, что на борту есть дети, сомнений не осталось. За три рейса Михаил вывез всех пассажиров и даже собак. За что удостоен был звания Героя Советского Союза.
В начале Великой Отечественной войны Мария с детьми, которых к тому времени у супругов было трое, находилась в эвакуации в городе Красноярске. А Михаил бесстрашно сражался с врагом.
После войны супруги вернулись в Москву. Большая и дружная семья Водопьяновых наконец-то воссоединилась. И через несколько лет стала ещё больше, появился сын.
Счастливую старость Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна встретили в кругу многочисленных детей, внуков и правнуков. К огромной радости великого лётчика несколько из его сыновей и внуков связали свою жизнь с небом.
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема