Рим., 110 зач., XII, 6-14.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Наверное, у каждого человека нет-нет, да и появляется временами мысль: а тем ли я вообще занимаюсь? Как правило, эта мысль всплывает из каких-то неведомых глубин души в самое неподходящее время: когда руки и так опускаются, или нахлынула волна неопределённости, или вообще жизнь вошла в зону высокой турбулентности — а тут как назло — ещё и эта мысль, словно назойливая муха, начинает жужжать то справа, то слева. И несвоевременна она, и неуместна — а всё равно никуда не улетает.
Сегодня апостол Павел предлагает в наше арсенал духовных средств универсальную ловушку для всех мыслей подобного рода. Если свести к общему знаменателю всё продолжительное перечисление различных занятий, о которых говорит апостол, получится очень простая и ясная идея: то, чем ты уже занимаешься, гораздо важнее того, чем ты мог бы заняться. Почему? Потому что в том, что уже есть, несомненно присутствует благоволение Божие — без которого ничего не может состояться в жизни. А вот вселенная наших представлений, домыслов, предположений и фантазий — она совершенно автономна, и присутствует исключительно в нашей голове. В реальность оттуда переходит очень небольшая часть наших мыслей — конечно, если речь идёт о человек психически здоровом. Быть может, один из важных показателей душевного здоровья и есть ясное понимание того, что реальность куда больше, многообразнее и сложнее, чем наша «мысленная вселенная».
Но — вернёмся к словам апостола. Смотрите, как грамотно апостол — буквально одним словом — ставит ловушки для «мысленных мух» по целому ряду профессий. Обо что спотыкается тот, кому община поручила заниматься делами милосердия и благотворительности? Правильно, о соблазн самому решать, кто — достоин, а кто — обойдется. И такому апостол говорит: не, раздавай — в простоте. Похожая подножка ожидает благотворителя — который начинает метаться между помыслами — то ли дать, то ли не дать — и ему апостол говорит: радуйся тому, что пока ещё есть возможность сделать доброе дело! Администратор легко может попасть в ловушку собственной значимости и исключительности — когда вместо служения он начинает снисходить, сверху поглядывать на тех, кто оказался в его подчинении. Такому апостол говорит: служи не абы как, а с усердием! Именно в том, чем ты уже занят в данный эпизод твоей жизни, можно обрести Бога — если только копать вглубь, руководствуясь заповедями о нелицемерной любви, усердии и постоянстве.
Так что когда вы услышите назойливый рой мысленных мух, вносящих смуту в душу — откройте эти слова апостола из 12 главы послания к Римлянам, вдумчиво прочитайте несколько раз — и сами удивитесь, куда вдруг эти мысли улетели!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.