
Апостолы
Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Ещё одну удивительную историю про апостола Павла мы только что услышали. Оказавшись перед враждебно настроенным синедрионом, апостол спровоцировал идеологическое столкновение между фарисеями и саддукеями, вбросив декларацию о его вере в воскресение мёртвых. Триггер тотчас сработал, никогда не стихавший идеологический спор снова распалился — и всем уже было не до апостола. Увидев в Павле своего потенциального союзника, фарисеи были даже готовы отказаться от его осуждения — допустив возможность, что ему на самом деле мог что-то открыть Бог или ангел.
Давайте зададим прямой вопрос: почему Бог не укорил апостола за то, что он так мастерски сыграл на идеологических противоречиях — вместо того, чтобы засвидетельствовать истину о Христе, даже ценой собственной жизни? Ведь он ни слова о Нём на синедрионе не сказал! И судили его вовсе не за «чаяние воскресения мёртвых»! Неужели Бог благоволит подобным манипуляциям?
Ответ мы находим в Евангелии, точнее, в евангельском свидетельстве о том, как относился Иисус Христос к фарисеям и саддукеям. При всех идеологических отличиях, Он их помещал в один ряд. Но почему?
Дело в том, что и фарисеи, и саддукеи, и книжники — всё это различные варианты одного и того же явления: рационализации веры. Только «опорные точки» у них разные. Но каждому их них жизненно необходимо за что-то зацепиться. Саддукею — за Танах, Пятикнижие Моисея. Фарисею — за традицию, переданную духовными авторитетами. Книжникам — за признанные толкования. В любом случае, должно быть что-то, целиком находящееся во власти человека. А дальше — вопрос изучения, интерпретаций, истолкований, изощрённости ума и силы воли. «Как же вы все заблуждаетесь, не понимая ни Писаний, ни воли Божией!» — с горечью снова и снова говорит этим рационализаторам от веры Спаситель.
Я бы предложил такой образ. Бессмысленно спорить, какая нота лучше — ре, си, или до. Хотя, конечно же, каждая нота по-разному отзывается в каждой душе. Но пока вы не начнёте играть на пианино — этот спор бессмыслен. А для умеющего играть — уже нет «правильных» или «неправильных» нот: ему не клавиши важны, а та музыка, которая извлекается при участии их.
Проблема и саддукеев, и фарисеев в том, что они так и не научились «играть музыку» — а всё своё время посвятили на изучение устройства пианино, сольфеджио, истории музыкальной литературы — а пальцы как были «дубовыми», так и остались. И поэтому апостол Павел помогает им: вместо того, чтобы осудить его и взять на душу тяжкий грех убийства, он предлагает им снова позаниматься своими любимыми интеллектуальными «играми в богословие»: вреда меньше будет!
Как важно и нам помнить о том, что богословием тоже можно увлечься по человеческой страстности, да ещё и настолько, что напрочь забыть о Самом Господе Боге!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема