Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Ещё одну удивительную историю про апостола Павла мы только что услышали. Оказавшись перед враждебно настроенным синедрионом, апостол спровоцировал идеологическое столкновение между фарисеями и саддукеями, вбросив декларацию о его вере в воскресение мёртвых. Триггер тотчас сработал, никогда не стихавший идеологический спор снова распалился — и всем уже было не до апостола. Увидев в Павле своего потенциального союзника, фарисеи были даже готовы отказаться от его осуждения — допустив возможность, что ему на самом деле мог что-то открыть Бог или ангел.
Давайте зададим прямой вопрос: почему Бог не укорил апостола за то, что он так мастерски сыграл на идеологических противоречиях — вместо того, чтобы засвидетельствовать истину о Христе, даже ценой собственной жизни? Ведь он ни слова о Нём на синедрионе не сказал! И судили его вовсе не за «чаяние воскресения мёртвых»! Неужели Бог благоволит подобным манипуляциям?
Ответ мы находим в Евангелии, точнее, в евангельском свидетельстве о том, как относился Иисус Христос к фарисеям и саддукеям. При всех идеологических отличиях, Он их помещал в один ряд. Но почему?
Дело в том, что и фарисеи, и саддукеи, и книжники — всё это различные варианты одного и того же явления: рационализации веры. Только «опорные точки» у них разные. Но каждому их них жизненно необходимо за что-то зацепиться. Саддукею — за Танах, Пятикнижие Моисея. Фарисею — за традицию, переданную духовными авторитетами. Книжникам — за признанные толкования. В любом случае, должно быть что-то, целиком находящееся во власти человека. А дальше — вопрос изучения, интерпретаций, истолкований, изощрённости ума и силы воли. «Как же вы все заблуждаетесь, не понимая ни Писаний, ни воли Божией!» — с горечью снова и снова говорит этим рационализаторам от веры Спаситель.
Я бы предложил такой образ. Бессмысленно спорить, какая нота лучше — ре, си, или до. Хотя, конечно же, каждая нота по-разному отзывается в каждой душе. Но пока вы не начнёте играть на пианино — этот спор бессмыслен. А для умеющего играть — уже нет «правильных» или «неправильных» нот: ему не клавиши важны, а та музыка, которая извлекается при участии их.
Проблема и саддукеев, и фарисеев в том, что они так и не научились «играть музыку» — а всё своё время посвятили на изучение устройства пианино, сольфеджио, истории музыкальной литературы — а пальцы как были «дубовыми», так и остались. И поэтому апостол Павел помогает им: вместо того, чтобы осудить его и взять на душу тяжкий грех убийства, он предлагает им снова позаниматься своими любимыми интеллектуальными «играми в богословие»: вреда меньше будет!
Как важно и нам помнить о том, что богословием тоже можно увлечься по человеческой страстности, да ещё и настолько, что напрочь забыть о Самом Господе Боге!
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.