Адрес: Грузинская пл., 13
Тому, кто не очень-то хорошо знаком с историей Москвы, может показаться, например, что название Большой и Малой Грузинской улиц как-то связано с тем, что в идеологической работе в СССР называли «дружбой народов». Кстати, на мой взгляд, весьма правильная идеология. Ну, это к слову.
Да, действительно, на карте Москвы есть улицы, названные в честь городов братских республик – например, Ташкентская, Таллиннская, Киевская.
А вот название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью под названием Грузины. Впервые место это упоминается в 1714 году. И именно потому, что здесь жили грузины, по тем или иным причинам переселившиеся в Москву.
А в 1729 году стоявшее в этих местах дворцовое село Воскресенское, было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, лишенному врагами престола и бежавшему из Грузии под руку русского царя. Причем по историческим свидетельствам его сопровождало до полутора тысяч соплеменников. Вот, собственно и объяснение причин появления в Москве Грузинских улиц.
А как же православным грузинам без храма? Вот потому в 1750 году в Грузинах на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича (кстати, генерал-майора русской армии) и построили Храм Георгия Победоносца в Грузинах (ныне это улица Большая Грузинская, 13).
Место это, как водится, было выбрано не случайно – ранее здесь стояла церковь Иоанна Богослова, увы, погибшая в огне очередного московского пожара.
В 1779 году и Георгиевская церковь сгорела. И тогда на месте деревянной церкви начали строить каменную, которую и освятили в 1800 году. И в течение всего XIX в. церковь св. Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась.
Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии). Была богатая библиотека с книгами на старославянском и грузинском языках.
В 1860-1870 гг. храм расширили и перестроили в стиле ампира, надстроили колокольню, пристроили ризницу.
Увы, в 1930 году церковь закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия.
В 1993 году древняя часть храма возвратили Церкви и отреставрировали.
Богослужения ведуться на церковно-славянском и грузинском языках.
Контакты: храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Адрес: Грузинская пл., 13
Как проехать:
от м. «Баррикадная», «Краснопресненская», далее пешком 8-10 минут вдоль ограды зоопарка; автобус 116, троллейбус 35 , остановка «Зоологическая улица».
Схема проезда:
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер