Адрес: Грузинская пл., 13
Тому, кто не очень-то хорошо знаком с историей Москвы, может показаться, например, что название Большой и Малой Грузинской улиц как-то связано с тем, что в идеологической работе в СССР называли «дружбой народов». Кстати, на мой взгляд, весьма правильная идеология. Ну, это к слову.
Да, действительно, на карте Москвы есть улицы, названные в честь городов братских республик – например, Ташкентская, Таллиннская, Киевская.
А вот название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью под названием Грузины. Впервые место это упоминается в 1714 году. И именно потому, что здесь жили грузины, по тем или иным причинам переселившиеся в Москву.
А в 1729 году стоявшее в этих местах дворцовое село Воскресенское, было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, лишенному врагами престола и бежавшему из Грузии под руку русского царя. Причем по историческим свидетельствам его сопровождало до полутора тысяч соплеменников. Вот, собственно и объяснение причин появления в Москве Грузинских улиц.
А как же православным грузинам без храма? Вот потому в 1750 году в Грузинах на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича (кстати, генерал-майора русской армии) и построили Храм Георгия Победоносца в Грузинах (ныне это улица Большая Грузинская, 13).
Место это, как водится, было выбрано не случайно – ранее здесь стояла церковь Иоанна Богослова, увы, погибшая в огне очередного московского пожара.
В 1779 году и Георгиевская церковь сгорела. И тогда на месте деревянной церкви начали строить каменную, которую и освятили в 1800 году. И в течение всего XIX в. церковь св. Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась.
Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии). Была богатая библиотека с книгами на старославянском и грузинском языках.
В 1860-1870 гг. храм расширили и перестроили в стиле ампира, надстроили колокольню, пристроили ризницу.
Увы, в 1930 году церковь закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия.
В 1993 году древняя часть храма возвратили Церкви и отреставрировали.
Богослужения ведуться на церковно-славянском и грузинском языках.
Контакты: храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Адрес: Грузинская пл., 13
Как проехать:
от м. «Баррикадная», «Краснопресненская», далее пешком 8-10 минут вдоль ограды зоопарка; автобус 116, троллейбус 35 , остановка «Зоологическая улица».
Схема проезда:
Вчера и сегодня Тот же. Екатерина Каштанова
Мне не раз приходилось слышать мысль, что наши сегодняшние духовные труды совсем малы по сравнению с подвигами христиан первых веков или даже начала 20-го века. У отцов Церкви я читала, что в последние времена не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней.
В таком случае, мне думалось, что и награда должна быть меньше, раз меньше подвиг. Но однажды я прочитала в Священном писании слова, которые меня и потрясли, и тронули до слез.
«Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» — восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера, и сегодня, и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам.
Оказывается, Господь любит нас, как любил первых подвижников. А я ведь всегда это чувствовала!
Мне было неловко за те малые действия, которые я совершаю ради собственного спасения. И в момент уныния, Господь стал утешать меня. Такие, казалось бы, мелочи, но важные лично для меня.
Мне казалось, что я уже опоздала на автобус, а выяснилось, что изменилось расписание, и он меня дождался. Господь видел, каким был насыщенный день, как я устала и сделал мне такой маленький бытовой подарок.
В компании рассказывают какую-то историю и она становится ответом на мои внутренние поиски. Именно когда это нужно. Кто все эти жизненные нити видит и соединяет?
А еще Господь дает мне сил сдержаться и не сказать кому-то злого слова. Делает так, что на улице мяукает кошка и я просыпаюсь на службу в храм без опозданий.
Для меня все это не про мистицизм. А про то, что через подобные мелкие проявления заботы я чувствую полноту Божьей любви. Умом понимаю, что Его любовь безгранична, но по-человечьи чувствую вот в таких маленьких деталях.
И я сделала для себя вывод, что не нужно унывать, что мне не по силам великие подвиги. Нужно стараться делать все, что тебе по силам, чтобы идти к любящему Отцу Небесному. И он примет и малое делание. Не даром говорится, что Бог и намерения целует!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Быть плохой. Екатерина Каштанова
Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас думают окружающие. Ну вот это:
— А что же скажут люди? Как я буду выглядеть в их глазах?
Мне всегда хотелось одобрения. Ведь я себя считала хорошим человеком. Но однажды произошла история, которая поменяла мой взгляд на этот вопрос.
Мы дружили с одним человеком много лет. Вместе проходили повороты жизни. Да, конечно, возникали и ссоры, и разногласия, но по-христиански мы это преодолевали. Ведь у нас есть прощение и снисхождение к недостаткам друг друга по заповеди Христа «носить бремена друг друга».
Но в какой-то момент жизни мы не поняли друг друга. Произошел конфликт. И мой добрый друг стал видеть меня злой. Он требовал заботы и любви, которые я не в состоянии была дать. Мои обстоятельства оказались так сложны, что я сама нуждалась в опоре вместо несения другого.
Не буду даваться в подробности. Тут главное, что я оказалась плохой для моего друга. А потом я увидела осуждающие взгляды наших общих знакомых.
Сначала мне это причинило боль. Ведь тут и гордыня оказалась задетой, и воспаленному тщеславию было место. Как это так, я такая хорошая, а меня осуждают? А потом я поняла. Нет, не надо людям ничего доказывать. Ведь излагая свой взгляд на конфликт, я уподоблюсь Хаму — открою грех другого человека. Уж лучше потерпеть осуждение. И, возможно даже клевету. Понести все это как лекарство.
В конфликте как правило есть доля вины каждой из сторон. Вот за свою долю вины я и решила не сопротивляясь понести боль от укоризненных взглядов окружающих. Я позволила себе быть плохой для кого-то. А подлинную долю моей вины знает лишь Господь. И со временем все расставит по местам. А я буду молиться, чтобы каждый увидел свой грех.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение