
Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к теме, которая была очень характерна еще для пророческих писаний Ветхого Завета. Он будто бы отвечает на вопрос: каков Бог, в которого он призывает верить, и каково место человека в Его замысле. Обращаясь к братьям по вере, он подчеркивает исключительную высоту, на которой находится Сын Божий, пришедший спасти людей, ведь Он не сравним не только с людьми, но и с ангелами. Весь мир для Него как декорация и Он свернет его как ризу, то есть как одежду, и мир изменится и обновится. Но Бог останется тем же, и лета Его не кончатся. Может показаться, что это просто еще одна прекрасная иллюстрация того, что мир преходящ… Но дело не только в этом. Нам свойственно обращать внимание на мир, потому что он нас непосредственно касается, но если мы верим в Бога, для нас важна не столько изменчивость мира, для нас оказывается важна неизменность Того, Кто его сотворил. И это очень важная и радостная весть: весь мир меняется и ветшает, но Бог Тот же. Он Тот же, Кто спас Ноя в ковчеге, Тот же, Кто заключил завет с Авраамом, Тот же, Кто дал заповеди Моисею… Наконец, Тот же, Кто пришел, чтобы спасти нас, Кто исцелял расслабленных, слепых и хромых, Кто дал нам заповедь о любви и исполнил ее Сам взойдя на крест.
Это значит, что все, о чем рассказывает Евангелие, относится не только к началу первого века, не только к тем людям, которым очень повезло, что они родились в то время и видели Христа, но и к нам, которым кажется, что мы заброшены в этот мир, который Бог как будто бы забыл.
Однако в тексте, который говорит нам об изменчивости мира, который можно свернуть как одежду и отложить в сторону, кроется еще одна идея, ведь сказанное не относится к людям. Это значит, что они часть мира, но к миру не сводятся. Их не не сложишь и не уберешь куда-то в далекий шкаф, или просто не уничтожишь, не аннигилируешь. Да, вокруг нас огромный мир живой, и тем более неживой природы. И мы смотрим на все эти звезды и галактики, и понимаем, что по сравнению с ними, любой самый простой человек, который внешне ничего из себя не представляет, для Бога важнее, чем вся эта вселенная, ведь она сотворена таких как он.
Кто-то от таких слов может смутиться и подумать, что это какой-то верх самовлюбленности человека: думать, что мир сотворен для него. И все же эта идея на самом деле приводит не к самовозвеличиванию, но к пониманию своей ответственности и своего места в мире. Мысль о том, насколько мы ценны в глазах Божиих, насколько каждый из нас важен и любим, позволяет нам воспрянуть духом, посмотреть на участников священной истории, как на тех, кто идет с нами рядом и понять, что раз Бог Тот же и так же меня любит, я должен быть таким же как они, с такой же искренностью и решимостью должен следовать за Ним.
Чай с липой

Фото: Trần Toàn / Unsplash
Липовая аллея в глубине старого парка по утрам всегда пуста. Я люблю приходить сюда, когда липа цветёт, и наполняет воздух сладким, медовым ароматом. Но сегодня я, кажется, не один — чуть поодаль, в стороне от дорожки, пожилая женщина обрывает липовый цвет. С нижних веток почти все цветки уже сорвали другие. Старушка прыгает, пытаясь добраться повыше. Упругие ветки липы не поддаются, и вырываются из её рук, оставляя только большие, шершавые листья. Я прохожу мимо, но почему-то всё время оглядываюсь. Маленькая фигурка вдалеке всё подпрыгивает... И вдруг меня осеняет: я ведь могу ей помочь! В рюкзаке есть пакет. Рост у меня подходящий.
Спешу к женщине. Говорю:
— Бабушка, посидите на скамейке, а я нарву вам липы!
Она всплеснула руками от неожиданности, и лицо её расцвело благодарной, доброй улыбкой. Справился я быстро. И когда протянул старушке большой, пахнущий мёдом, пакет, она снова улыбнулась — светло и счастливо. А потом, словно старые друзья, мы сидели с ней на лавочке под деревом, и она рассказывала мне рецепт самого вкусного в мире липового чая.
С тех пор я полюбил чай с липой. Он напоминает мне тот день, когда я почувствовал счастье просто от того, что кому-то помог.
Текст Анна Покровская читает Дмитрий Певцов
Все выпуски программы Утро в прозе
Тёплая снежинка

Фото: micheile henderson / Unsplash
Дочка с самого утра не отстаёт: «Мама, давай вырезать снежинки!». Это её недавно в детском саду научили. А мне некогда, перед Новым годом дел невпроворот! Но дочь ходит за мной по пятам, и я сдаюсь. Достаю бумагу, маленькие ножницы, и мы садимся за стол. Когда же я последний раз вырезала снежинки? Наверно, ещё в школе. И вот обычная бумага в моих руках превращается в тонкое белое кружево. Вьются причудливые узоры, и, словно нежные крылья бабочки, невесомая снежинка падает на стол. Смотрю на дочь. Она сосредоточенно работает ножницами, и, кажется, не замечает ничего вокруг. Наконец, готово! Дочка, затаив дыхание, разворачивает свою снежинку. Смеётся, хлопает в ладоши от радости. И пусть узор на этой снежинке простоват и не слишком тонок, я точно знаю: она самая красивая, самая лучшая! Потому что сделана с любовью. Я приклею дочкину снежинку на окно, на самое видное место. И в самый сильный мороз при взгляде на неё мне будет тепло.
Текст Анна Покровская читает Арина Кирсанова
Все выпуски программы Утро в прозе
Снежок

Фото: Ben White / Unsplash
Последние рабочие дни перед Новым годом — настоящее испытание. Столько всего нужно успеть! На работе — аврал. Отчёты, совещания... Кажется, что за эти несколько дней придётся сделать больше, чем за целый год! Я иду на работу от холода высоко подняв воротник пальто, и думаю о том, что даже настроения праздничного у меня нет, хотя до Нового года осталось всего ничего... Вдруг я почувствовал мягкий удар. Это снежок! На пальто от него белый след остался! Оглядываюсь по сторонам. И замечаю невдалеке мальчика лет пяти. Смотрит на меня с довольным видом и отряхивает с варежек снег. Я невольно улыбаюсь. Вот хулиган! Наклоняюсь, загребаю рукой горсть влажного, липкого снега, скатываю шарик и мягко бросаю его в мальчишку. Он взрывается смехом, хлопает в ладоши, и в ответ отправляет в меня сразу несколько снежков! Я не сдаюсь: хочешь снежную битву? Вот тебе ещё! И ещё!
Я играл в снежки! Не замечал недоумённые взгляды прохожих, не чувствовал холодного ветра. Мне было тепло! Отчёты и совещания уже больше не пугали. А когда мы с мальчиком разошлись, весело помахав друг другу на прощание, я ощущал себя другим человеком. Едва ли не вприпрыжку бежал в офис, и думал о том, как много может изменить самый обычный, в шутку брошенный в тебя ребёнком снежок.
Текст Анна Покровская читает Александр Рыхлов
Все выпуски программы Утро в прозе