Пензенский крестьянин Иван Игошкин избрал путь служения Христу в те годы, когда в России начались гонения на Православную церковь. После смерти родителей он переехал из родного села в город Покровск, называемый Энгельсом, где вскоре стал священником. В 1922 году Уральского архиепископа Тихона (Оболенского) перевели в Москву, и архипастырь взял иерея Иоанна Игошкина с собой в столицу.
Отец Иоанн служил в Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия, а после её закрытия — в храме святителя Николая в Пыжах. В 1929 году он принял монашеский постриг с именем Гавриил, был возведён в сан игумена, а позднее — архимандрита. Преследования не обошли отца Гавриила стороной. 14 апреля 1931 года его в первый раз арестовали. Заключение продлилось до декабря 1933-го. Три года свободы, и снова арест. Приговор — пять лет в лагере, входящем в структуру ГУЛАГа.
Освободился батюшка после начала Великой Отечественной войны. Прожив месяц у родственников в Пензенской области, он отправился в Ульяновск, где находилось в эвакуации священноначалие Церкви во главе с патриархом Сергием (Страгородским). Больной, обнищавший, в резиновых калошах, подвязанных верёвками, архимандрит Гавриил пешком прошёл много километров, чтобы получить назначение на службу. Однако власти не разрешили ему поселиться в областном центре, как «врагу народа».
Батюшка стал настоятелем Никольской церкви в город Мелекессе. Благодаря денежной помощи родного брата Григория купил там небольшой домик, но пожил в нём недолго. 8 июня 1949 года архимандрита Гавриила арестовали во время богослужения. Шестидесятилетнего священника вывели из храма и, остановив проезжавший мимо грузовик, с издевательскими шутками усадили в кузов на угольную кучу. Когда машина доставила батюшку в милицию, он был весь чёрный от угольной пыли. Прихожане, следовавшие за настоятелем, плакали, видя такое унижение.
Власти сделали всё, чтобы отец Гавриил не вышел из заключения живым. По обвинению в антисоветской пропаганде архимандрита приговорили к десяти годам лишения свободы, и в лютый январский мороз отправили в товарном вагоне в Кемеровскую область. Когда в тюрьме города Мариинска отца Гавриила вели в камеру по длинному коридору, он несколько раз просился отдохнуть из-за одышки и сильной сердечной боли. Его поселили с уголовниками-рецидивистами. Войдя в мрачное обиталище, батюшка возгласил.
— Мир вам!
Уголовники обернулись и с насмешливым интересом воззрились на измождённого старика.
— Это ещё кто такой?
Батюшка смиренно представился священником, попросил разрешения помолиться, и в камере зазвучали слова, которых многие присутствовавшие доселе не слышали.
— О всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей, Господу помолимся!
Сокамерники притихли и жадно вслушивались в непривычные речи, от которых, казалось, расступаются стены тесной камеры. Отец Гавриил в тюрьме продолжал свое пастырское служение — беседовал с заключенными, исповедовал, отпевал умерших. Оделял всех нуждающихся продуктами, которые присылали ему духовные чада. Сам при этом в самых трудных условиях не нарушал постов и довольствовался малым. Многие заключённые, проникнувшись к священнику уважением, стали ему подражать. Говорили, что отец Гавриил из тюрьмы сделал тайный монастырь, и в этой шутке была сокрыта изрядная доля правды.
Архимандрита Гавриила (Игошкина) освободили по состоянию здоровья в 1953 году. После этого он прожил ещё шесть лет. Отец Гавриил никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. Все невзгоды он воспринимал как испытание любви ко Христу и твердо верил в благой Промысел Божий о каждом человеке. Многим врезались в память его удивительные слова, сказанные незадолго до смерти.
— Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть скорби, которые выпали на долю православных. Я нашёл счастье, и возлюбил его всем сердцем.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.