У нас в гостях были клирик храма святителя Николая Чудотворца в Отрадном, блогер священник Николай Бабкин и автор книги "Дневник Великого Поста", редактор портала "Иисус" Алексей Шириков.
Мы говорили о книге Алексея Ширикова "Дневник Великого Поста": в чем её особенность, какие задачи она ставит перед читателями, и каким образом помогает проходить пост более осмысленно и с духовной пользой. Наши гости поделились, что пост - это дни великой радости, и важно уметь это увидеть, важно ставить перед собой определенные цели по изменению себя и своих дел. Также разговор шел о детской книге о посте: чем она может заинтересовать подрастающее поколение.
А.Пичугин:
- Здравствуйте, дорогие слушатели!
«Светлый вечер» на светлом радио.
Здесь, в этой студии, приветствуем вас мы – Алла Митрофанова…
А.Митрофанова:
- … Алексей Пичугин.
А.Пичугин:
- И у нас в гостях сегодня – с удовольствием вам представляем – священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая Чудотворца в Отрадном, блогер…
Здравствуйте!
О.Николай:
- Здравствуйте!
А.Пичугин:
- Алексей Шириков – автор книги «Дневник Великого поста», редактор портала «Иисус».
Добрый вечер!
А.Шириков:
- Добрый вечер!
А.Пичугин:
- Мы с вами встречаемся накануне Великого поста, буквально, 3 дня нас от него отделяют, но, тем не менее, уже…
А.Митрофанова:
- Уже – два, можно так сказать.
А.Пичугин:
- Ну, уже два почти – да, уже вечер пятницы. Но, тем не менее, Церковь-то готовится к Великому посту задолго до его начала – практически, за месяц всё это начинается – начинается со служб определённых.
Но мы сегодня об этом не будем говорить. Мне кажется, у нас достаточно программ, которые рассказывают о подготовке е посту, о том, как его проводят, о том, что делается.
У нас сегодня – люди, которые общаются с современной аудиторией, при помощи современных же технологий, и, безусловно, у огромного количества людей, которые подписаны, там… скажем… на блог отца Николая, которые посещают проекты, которые делает Алексей Шириков. Это люди, которые либо ещё не вошли в Церковную ограду, либо – вошли совсем недавно, и у них очень много вопросов, много каких-то… не столь предубеждений, наверное, сколько… таких… скорее, народных, что ли, представлений и знаний о посте.
Много ли к вам обращаются с вопросами, связанными с постами? Ведь, Вы уже не первый год ведёте блог, не первый Великий пост, который у Вас наступает в таком качестве?
О.Николай:
- Я… года с 2012 занимаюсь блогосферой, в разных социальных площадках. В Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), последние лет 5 уже, пытаюсь, каким-то образом, отвечать на вопросы людей. Каждый год они всегда одни и те же, и их можно свести в общий вопрос: что поесть? Это главный вопрос, который беспокоит людей в дни Великого поста.
А.Митрофанова:
- Ну, ладно… что, серьёзно?
О.Николай:
- Да. Что можно, и что нельзя, батюшка? И – со всеми вытекающими обстоятельствами.
А.Пичугин:
- Ну, Вы, в какой-то момент, не махнули рукой, не ушли полностью в гастрономию?
О.Николай:
- Нет. Мне не хочется про это писать. Потому, что указывать людям, что они должны есть – это не совсем правильно. Все – разные. У каждого – свой опыт пребывания в Церкви. Здоровье тоже у всех разное. В конце концов, у каждого человека, кто ходит в храм, есть духовник, или просто приходской священник, с которым всегда все эти вещи согласовываются.
А.Митрофанова:
- Тем не менее, смотрите… да, есть, допустим. Но к Вам-то, всё равно, обращаются люди, и вопросы эти – пусть, они из года в год одни и те же – но их не становится меньше.
То есть, огромное количество людей сейчас, с помощью новых технологий, ищут для себя ответы на эти вопросы. И социальные сети, в этом смысле, конечно – великолепный способ продвижения. И… ну, там… можно их ругать, можно к ним скептически относиться – я считаю, что это, как… ну… тот самый, простите за банальность, нож, которым можно хлеб порезать, а можно – совершить преступление. Вот, то же самое – с помощью соцсети отвечать на вопросы, самые пусть даже и распространённые, и банальные, от которых, может быть, приходские священники, действительно, уже устали. А люди, стоя в храме, чувствуют себя… вот… из той серии «Хочу знать, но стесняюсь спросить». Вот, социальные сети – снимают эти проблемы, и можно напрямую свои вопросы адресовать. По-моему, это очень круто.
И есть, знаю, для многих… там… рекомендация вот такая, которую люди применяют, что во время Великого поста мы в соцсети стараемся заходить меньше, и прочее. Я так думаю, что в ваших случаях – наоборот. Вы даже… ну… не то, что реже это делаете, а, может быть, даже и чаще. Потому, что вопросы продолжают сыпаться, а иногда, наверное, ещё и более интенсивно.
А.Шириков:
- Ну… если мы говорим о марафоне Великого поста, который – «Пост со смыслом», то там вопросов, действительно, возникает очень много…
А.Пичугин:
- А Вы поясните, пожалуйста, что это такое…
А.Митрофанова:
- А Вы… в двух словах объясните… да… что это?
О.Николай:
- Да, марафон «Пост со смыслом» – это онлайн-проект, который создан по благословению митрополита Илариона. В течение всего Великого поста, люди подписываются на определённые блоги, и следят за информацией.
Каждый из блогеров раскрывает определённые темы. Сначала отвечают на вопросы, как, вообще поститься, какие меры поста должны соблюдать люди. И дальше, в течение поста, разбираются темы Евхаристии, покаяния. То есть, главная задача этого марафона была, как раз-таки, помочь людям перейти со ступеньки вот этих простых вопросов о том, что можно есть, чего – нельзя, на ступеньку более высокую. Чтобы пост был, действительно, со смыслом, а не просто гастрономическая диета.
Ну, и, вот, в прошлом году, Великим постом… как раз, с отцом Николаем Бабкиным, с отцом Александром Даниловым мы проводили этот марафон, с иконописной мастерской «Арт-икона», и, каждый из этих блогеров разбирал свою тему, в течение поста. И параллельно были созданы группы в WhatsApp, чтобы люди могли общаться, взаимную поддержку получать, и так далее. И всё это, судя по отзывам, очень сильно помогло людям именно провести пост осознанно.
И, тогда же, в том же году, родилась идея «Дневника Великого поста». Он изначально основан на текстах из Постной триоди.
Я, года 4 назад, наверное, познакомился полностью с Постной Триодью, наконец, и был настолько впечатлён…
А.Пичугин:
- Что значит «познакомились», и что такое Постная Триодь? Понимаете, Вы, когда нам рассказываете сейчас, Вы об этом знаете, а многие из наших слушателей… для них «Постная Триодь»… вот… Вы можете аналогию провести какую-нибудь, которая не связана с этой книгой?
А.Митрофанова:
- Ну, вот… буквально, в двух словах – что такое, действительно, Постная Триодь? И почему – такое странное название?
А.Шириков:
- Да… буквально, лет 5 назад, я познакомился с главной Богослужебной книгой Великого поста. То есть, книгой, в которой собраны все тексты молитв, чинопоследования служб этого периода – она называется «Постная Триодь». И в ней собрано огромное количество смыслов, как раз-таки: воздержание, покаяние, подготовка к Пасхе. И она очень красиво проводит человека от первой недели поста – к Пасхе. То есть, там каждая неделя… прямо вот… ты чувствуешь полное погружение – в церковную традицию, в церковную практику, ты понимаешь… тебе расставляют акценты, что, как раз-таки, не надо обращать много внимания на пищу и питие, а нужно больше думать о добрых делах, о праведности, о творении дел милосердия – и так далее.
Ну, вот, я был очень впечатлён этой книгой, и у меня…
А.Митрофанова:
- А Вы… простите, я сразу хочу уточнить… открыли её – и сразу поняли всё её содержание? Вот, на том языке, на котором она написана.
А.Шириков:
- Ну… во-первых, я учился в Семинарии, и, поэтому, мне было проще – я понимал её, во-многом, как раз, на церковнославянском. Но я, конечно же, читал переводы на русский. Но проблема в том, что на будние дни этих переводов просто нет.
А.Пичугин:
- Отец Николай не даст соврать, что, если взять случайного священника, встреченного на улице, и спросить у него, что такое «Постная Триодь», процентов 70, что он, в общем, пожмёт плечами, и скажет, что это… книжка… ну… какая-то, там… в Семинарии что-то про неё говорили, но у меня есть «Богослужебные указания».
А.Митрофанова:
- Да ладно…
О.Николай:
- Ну, я надеюсь, что не 70% наших священников были двоечниками в Семинарии…
А.Пичугин:
- Двоечниками… слушайте, я тоже там учился, и у меня всё было хорошо с Литургикой, более того – я её люблю. Но, вот, если меня сейчас выдернуть на улице…
А.Шириков:
- Сходу, да…
А.Пичугин:
- … сходу, да, спросить про «Постную Триодь», я… долго покопавшись в голове, наверное, что-то вспомню…
А.Шириков:
- Трипеснец…
А.Пичугин:
- Нет, безусловно…
А.Шириков:
- … всплывая дальше…
А.Пичугин:
- Ну, вот, так… разматывая клубок…
А.Митрофанова:
- Подожди, а у тебя не было книжки… вот, такой, сиреневой… для…
А.Пичугин:
- «Богослужебные указания»?
А.Митрофанова:
- Нет… это, как раз, с текстами, которые русскими буквами… ну… церковнославянские тексты, написанные русскими буквами, для тех, кто в храм заходит, и хочет понять происходящее, во время Богослужения Великого поста…
А.Пичугин:
- Но там из Постной… про Постную Триодь ничего не было сказано.
А.Митрофанова:
- Как – ничего? Это и есть… на ней написано: «Триодь Постная» – и дальше ты открываешь, и там, с короткими комментариями, перед каждым Богослужением…
А.Пичугин:
- Не-не-не… я такую не видел!
А.Митрофанова:
- … описано, в чём смысл происходящего, зачем это нужно…
А.Шириков:
- Это частное, видимо, издание…
А.Митрофанова:
- Это – блестящая книга! Я не знаю… у нас, в Татьянинском храме… вообще… когда ещё не было, вот…
А.Пичугин:
- Значит, это была частная инициатива Татьянинского храма, им и изданная, и за пределы…
А.Митрофанова:
- Нет… это было не издание Татьянинского храма… я не помню, кто её изд…
О.Николай:
- А… есть такие книги, есть… мы тоже ими пользуемся, священнослужители…
А.Митрофанова:
- … да. И, точно так же, потом… вот, точно такая же книга, но уже на все дни…
О.Николай:
- Толстые такие, да? В двух частях.
А.Митрофанова:
- Толстые, да, упитанные… на все дни Страстной недели.
А.Шириков:
- Обычно, эти книги – они затрагивают, как раз, первую седмицу и последнюю седмицу…
О.Николай:
- Да.
А.Шириков:
- И… там… стояние Марии Египетской…
А.Митрофанова:
- Да, да, да…
А.Шириков:
- … Субботу Акафиста, но не весь пост.
А.Пичугин:
- А будние службы Великого поста, рядовые – они там, видимо…
О.Николай:
- Не хватит книг просто, да…
А.Митрофанова:
- Нет, там… пожалуйста – там есть и последование тоже Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится…
О.Николай:
- Конечно.
А.Пичугин:
- Да, но только это… да, это Литургия Преждеосвященных Даров! А, всё-таки, основные службы, они же… она выходит, всё-таки, немножко за пределы… основные службы Великого поста – это вот эти, рядовые службы, которые идут с утреней, с канонами… вот, так идут, идут ежедневно.
О.Николай:
- Знаете, когда заходишь в костёл ( бывал на экскурсиях ), там – тоненькие книжечки лежат, для каждого человека. Если заходишь в православный храм, на обычную Литургию, там… ну… в тоненькую всё не влезет!
А.Пичугин:
- Но, кстати, лежат…
О.Николай:
- Наше Богослужение – оно более сложное. У них оно упрощённое, а у нас – осталась вот эта красота, древняя гимнография, структура – это всё формировалось, на протяжении многих столетий.
А.Пичугин:
- Всё-таки, если возьмёте Миссалий сам, да…
О.Николай:
- Нет, сам Миссалий, разумеется, да… конечно…
А.Митрофанова:
- Вот, начались всякие термины… Можно я по-простому скажу?
Слушатели, дорогие, у кого сейчас есть вопросы, связанные с Богослужением Великого поста – всё можно найти в Интернете. Есть прекрасные сайты. Есть… там… azbyka.ru, есть портал «Иисус» – заходите, скачивайте себе в смартфоны.
Сейчас… я не знаю… наверное, в разных храмах по-разному относятся к тому, что люди могут стоять на службе и смотреть в телефон…
А.Пичугин:
- Уже нормально везде…
О.Николай:
- Ко мне на исповедь приходят с телефоном – грехи зачитывают.
А.Митрофанова:
- Да, даже так? В Москве, может быть, да, но в других городах – я знаю, что по-разному. Но, в принципе, я думаю, если поговорить со священником, и объяснить, почему ты смотришь в телефон – что у тебя там последование службы, что ты следишь просто, хочешь не только на слух воспринимать, но и глазами видеть, и это помогает глубже погрузиться в смысл происходящего, – я думаю, что… особо… люди не будут возражать.
А.Шириков:
- Да, возражать не будут, но здесь возникает другая проблема. Очень большое количество смыслов заложено именно на буднях. А на буднях людям просто некогда прийти на Богослужение…
А.Митрофанова:
- Ну, да, это правда.
А.Шириков:
- Всё-таки, у нас Устав – он монашеский. И там прописаны… то есть, вся красота его раскрывается в том случае, если ты посещаешь Богослужения каждый день утром и вечером. Тогда Великий пост проходит совершенно иначе.
Понятно, что, в условиях современного города, это невозможно. Ну, и даже в условиях современного села. В принципе, это – монашеская норма. И вот, тогда же родилась идея: взять самые красивые тексты из Триоди на каждый день, перевести их на русский язык ( потому, что они… большая часть… ещё не переведены ) и включить их в «Дневник Великого поста». То есть…
А.Пичугин:
- Очень крутая идея!
А.Шириков:
- … это стало сердцем, скажем, этого «Дневника».
Я попробовал сначала сделать просто книжку небольшую, и раздал её на приходе. И мне прихожане просто рассказывали, как у них… как они плакали, читая эти тексты.
А.Пичугин:
- А – какой приход?
А.Шириков:
- Приход… я во Владимире тогда был, и там люди говорили, насколько у них… им открылись вот эти смыслы. Предпоследняя неделя – неделя Лазаря – она просто прекрасная по смыслам!
А.Пичугин:
- Владимир я хорошо знаю.
А.Шириков:
- Там… каждый день мы сопутствуем Лазарю. Там говорится: «Сегодня Лазарь заболел… сегодня Лазарь умер… сегодня – он два дня во гробе…» – и так далее.
И, уже, где-то, через два года, пришла мысль дополнить это комментариями о посте – чтобы было понятно, что происходит – не только по Триоди, но и какими-то практическими советами, и некоторыми практиками духовными.
То есть, к примеру, в этот «Дневник» включена практика ежедневных благодарностей Богу. Поскольку… вроде бы, время покаяния, но покаяние – это изменение себя. Соответственно – умение позитивно смотреть на мир, на то, что нас окружает, благодарить Бога. И одна из практик, которая включена в «Дневник», была – вот, эта ежедневная благодарность.
А.Митрофанова:
- То есть, искать в течение дня, что хорошего произошло, и от всего сердца сказать за это: «Спасибо!»
А.Шириков:
- И записывать даже – чтобы потом можно было листать и вспомнить, сколько хорошего было в твоей жизни.
А.Митрофанова:
- И подумать: «О! А жизнь-то, на самом деле, крута!»
А.Шириков:
- Да.
А.Пичугин:
- Может быть, тогда, придя к Пасхе, всё-таки, будет какое-то ощущение того, что пост прошёл не совсем зря?
А.Шириков:
- И, вот, знаете, действительно, в прошлом году мы это реализовали. В соцсетях мы распространили этот дневник, более 3000 человек в этом приняли участие, и потом писали отзывы, насколько… что: «Хожу в храм 20 лет, и это был мой первый пост со смыслом».
А.Пичугин:
- Вполне возможно!
А.Митрофанова:
- Где взять «Дневник»?
А.Шириков:
- Сейчас «Дневник» издан в издательстве «Никея», есть у них на сайте электронная версия, и есть – в моём блоге…
А.Пичугин:
- Ваш блог – где доступен?
А.Шириков:
- В Инстраграме… ну, в принципе, я и во всех соцсетях есть: Алексей Шириков ( Алекс Шириков ) – там доступны электронные версии этих «Дневников».
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
- Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня – священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая в Отрадном, в Москве, и Алексей Шириков, автор книги «Дневник Великого поста» и редактор портала «Иисус».
О «Дневнике Великого поста» мы сейчас, вот, как раз, и говорим…
А.Пичугин:
- Только, ведь, путаница… прости, пожалуйста, возникает – когда я набираю в любом поисковике, в том числе добавляя «издательство Никея», мне выпадает книга отца Александра Дьяченко «Дневник Великого поста».
А.Шириков:
- Сейчас уже вторым результатом выходит «Дневник Великого поста. Семь недель работы над собой» – как раз, тот самый дневник.
А.Пичугин:
- Ага… вот… ну, просто, чтобы не было путаницы.
А.Митрофанова:
- Ну, можно – и то, и то… пожалуйста! Они обе прекрасны, я думаю.
А.Пичугин:
- Безусловно. Но, просто…
А.Шириков:
- Да, одна… первая – более текстовая, а здесь – именно такой планер: в этом году добавлены страницы… там… расширенное Введение, и, как раз, во Введении, расписано, каким образом, по идее, нужно готовиться к Посту. То есть, мы призываем планировать Пост, определить меру пищевых ограничений. Потому, что, всё-таки, у нас любят календарики с расписанным – когда можно рыбу, когда можно масло, но, по факту, людям это тяжело соблюдать. И, в полной мере, Устав соблюсти невозможно, потому, что и Устав этот предписывает, к примеру, «пост до вечера» – в большое число дней Великого поста.
Так, вот, чтобы люди понимали, что не страшно, во-первых, изменить какую-то меру для себя, а, во-вторых, как это сделать так, чтобы это было не просто попустительство своим слабостям – это всё во Введении прописано, и там есть специальные страницы, где можно спланировать, записать себе: я этим постом откажусь от того-то и того-то.
А.Митрофанова:
- Слушайте, мне очень нравится этот подход.
Отец Николай, что Вы скажете? Есть – бизнес-планирование, которое многим сейчас очень хорошо понятно. Когда строит человек бизнес-план, он понимает, к чему он хочет прийти, в итоге, и какие шаги необходимы. Когда он видит эту цель – прописанную, чаще всего… очень полезно, вот именно, от руки писать на бумаге… ему становится понятнее, какие шаги необходимо предпринять на каждом определённом этапе, чтобы к этой цели, в своё время, прийти. Дедлайн, причём, очень хорошо помогает. Но тут, в данном случае, дедлайн… извините… это Пасха, да? Вот, эта аналогия – насколько в духовной жизни, с Вашей точки зрения, она… не хочется говорить слово «эффективна»… насколько она… ну… приемлема, что ли?
О.Николай:
- Даже у обычного блогера – даже у православного блогера – бывает контент-план, который он выстраивает. У каждого православного христианина…
А.Митрофанова:
- А Вы – тоже?
О.Николай:
- Ну… у меня не получается, честно говоря. Потому, что… часто бывает что-нибудь спонтанное…
А.Пичугин:
- Всё - аd libitum…
О.Николай:
- Да, у меня это – дело творческое больше, и… наперёд – не всегда выходит, честно признаюсь. Но у нас тоже есть свой… как бы… план – Церковный Устав, и он, в принципе, рамками Богослужений, обозначает какие-то темы, обозначает какую-то последовательность событий, в которых мы участвуем. И, входя в Великий пост, вот, даже Недели Великого поста – они потихоньку, постепенно тебя подводят к самому главному – к Пасхе. Начиная с Прощёного Воскресенья, и с других покаянных Богослужений, человек потихоньку приближается, пройдя вот этот план, по ступенькам. Поэтому, я думаю – здорово, если ты заранее планируешь.
Вот, в святоотеческих текстах… есть различие, например, у аввы Дорофея, или у преподобного Иоанна Лествичника – про особенности духовной жизни.
Вот, есть тактика, а есть – стратегия. Стратегия – это нечто, далеко идущее, а тактика – это то, что происходит на месте. Тактические сражения мы какие-то каждый день проводим – сами с собой, внутренние. А стратегия – это, вообще, то, как я буду проводить Великий пост.
Иногда человек думает: «Я буду заниматься сухоядением, аки монах. Буду следовать букве Типикона с максимальной точностью». Начинает сдавать здоровье, начинаешь уставать, теряются силы. А если ещё активная умственная или физическая работа – бывает очень сложно, невыносимо сложно. Я сам через это проходил в молодые годы, и… не скажу, что…
А.Пичугин:
- Многие из нас через это проходили…
О.Николай:
- Да, многие из нас через это проходили… не скажу, что это полезно для человека, но пройти через это стоит, всё-таки. Для того, чтобы ты понимал, что пост – больше, чем просто… что – можно, что – нельзя.
А.Пичугин:
- Да, да, именно так. Но… тут ведь главное, что… если ты упал, в какой-то момент… ну… всё – бросил пост окончательно, и сказал себе: «Ну, раз я то, что пообещал, не сделал, так и – поста никакого не будет. Не задался», – главное, наверное, просто не переживать по этому поводу, а идти дальше – какие-то новые себе свершения придумать, и следовать им?
О.Николай:
- Ну, мы же не древние назореи, там…
А.Пичугин:
- Просто, почему я спрашиваю? У меня – достаточное количество нецерковных знакомых, которые никакой церковной жизни никогда не вели и не ведут. Они просто, когда наступает Великий пост, открывают газету, где написано, что можно и нужно делать в Пост – обычную светскую газету, которая на любом прилавке – на вокзале, где угодно – продаётся. И – начинают следовать. Потом ещё – какие-то безумные рецепты из Интернета. И вот тут – понеслось!
В какой-то момент всё срывается – потому, что выдержать это невозможно никак…
А.Шириков:
- А, вот, кстати, именно против такой практики – да, я тоже постоянно с этим сталкивался, и постоянно хотелось это изменить. Потому, что Интернет, с одной стороны – хорош, с другой стороны – с Гугл зайдёшь, и первое, что он выдаст – это какой-нибудь тебе график, где – сухоядение, когда ничего не есть, и так далее. Это всё – очень мешает людям.
Более того, мы столкнулись с практикой такой, что, даже когда люди, на основании вот этого планирования, сами себе выстраивают… ну… какие-то… цели ставят в питании… мы призываем к практике молитвы… к практике ежедневного молчания, и так далее. Про это, если будет интересно, можно будет рассказать подробнее…
А.Митрофанова:
- Это – очень интересно… мне – особенно актуально, потому, что, выйдя замуж, я обнаружила, что я – жуткая болтушка…
А.Шириков:
- Ну, вот, сейчас я договорю эту мысль…
А.Митрофанова:
- До сих пор такой проблемы не было!
А.Шириков:
- … и расскажу про молчание.
О.Николай:
- Ну, надо, чтобы это для мужа не было открытием!
А.Шириков:
- Так, вот… даже не смотря на то, что люди сами себе выстраивают все эти ограничения, в конце Первой недели начали писать: «Всё, ничего не могу… ничего не получается… что делать?»
И, вот, в итоге, в новой версии электронного «Дневника» мы встроили даже в конце Первой недели новый разворот: вернитесь к своим целям, и посмотрите – адекватно ли вы их себе поставили? Если вы где-то перегнули палку – убавьте. Лучше вы будете расти и идти вверх, чем вы будете себя вечно ругать, что у вас ничего не получается.
А.Митрофанова:
- А этот электронный «Дневник»… его закачать в телефон можно, или в ноутбук… куда?
А.Шириков:
- Ну… его скачивают и распечатывают, в основном. То есть, можно со смартфона, но там, по идее, заполнять надо – это pdf-файл. То есть, удобнее, конечно…
А.Митрофанова:
- То есть, повесить на холодильник – магнитами…
А.Шириков:
- Ну, примерно, так…
А.Митрофанова:
- … или положить на рабочий стол.
А.Шириков:
- Скорее, на рабочий стол. Потому, что это – такая книжечка, в 150 страниц…
А.Митрофанова:
- О-о!
А.Шириков:
- И… вот… как раз, в контексте нашего разговора, я вспомнил, что, буквально, при подготовке новой версии «Дневника» в этом году, я нашёл слова святителя Иоанна Златоуста, которые можно, прямо, вот… назвать девизом «Дневника». Он писал в IV веке: «Нам следует так делать. Не просто лишь проходить седмицы Поста, но исследовать свою совесть, исследовать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что – на другой, что нового предприняли достичь на следующей, и от каких избавились страстей». Ну, и дальше он пишет, что только таким образом можно пройти Пост успешно.
А.Митрофанова:
- Знаете, всё это – очень созвучно… может быть, я, конечно, ошибаюсь – отец Николай меня тогда поправит авторитетно, обладая благодатью священства… открытие, которое я сделала… ну… может быть… там… в прошлом, или позапрошлом, году – что, на самом деле, для меня лично, в моём представлении, девизом Великого поста может быть фраза: «Бери от жизни всё!»
Потому, что – к чему призывает Пост? Убавить в себе то, что тебе мешает жить, чтобы максимально освободить, внутри себя, место для Бога. А брать от жизни всё – ну, не в том смысле, как… всё попробовать, а в том смысле, как максимально раскрыть в себе тот потенциал, который в тебя Господь заложил.
Пост – наилучшее время для того, чтобы… ну… углубиться, что ли, в эту тренировку – всё кругом к этому призывает! И, главное, что в конце этого пути – ждёт Пасха, Воскресение! То есть, у тебя ещё – и обострённое ожидание, приближение и понимание своей… там… неготовности к этому событию. И – ещё больше хочется максимально внимательно относиться к собственной жизни, и стараться уходить от того, что мешает в этом… союзе, по большому счёту, с Господом Богом, в течение жизни.
Вот, для меня, в моём сознании, брать от жизни всё – это максимально… что ли… максимально раскрыться навстречу Богу, дать Ему место в себе.
О.Николай:
- Ну… по сути, замолчать – вот, то, что мы говорили. Замолчать не внешне, а внутренне.
Вот, одна из практик – самых, пожалуй, необычных – которые мы предлагаем отслеживать ( причём, у нас там трекеры… как раз, все современные инструменты планирования мы постарались интегрировать в «Дневник» ) – это молчание.
То есть, мы привыкли к тому, что молитва – это… ну, в общем-то, понятно: мы попросим о чём-то – кто своими словами, кто из молитвослова прочитает – попросим у Бога, и дальше бежим куда-то дела делать, спешить.
А.Пичугин:
- Я правильно понимаю, что вы старались тот инструментарий, который Церковь предлагает для прохождения Великого поста, облачить в современные технологии?
А.Шириков:
- Совершенно верно, да. Совместить его с современными техниками планирования, и технологиями, в том числе.
А.Пичугин:
- Я понимаю, что единственный логичный ответ здесь это: пусть каждый решает сам для себя. Но, вот, насколько вы считаете это полезным и возможным для каждого?
А.Шириков:
- Я думаю, что…
А.Пичугин:
- Из тех людей, конечно, кто задумывается о Посте.
А.Шириков:
- На мой взгляд, в разной мере, это будет полезно каждому – точно. Дело в том, что «Дневник» подразумевает, скажем, двухуровневую систему. То есть, можно просто его взять, и просто, без соцсетей, сидеть с этим «Дневником», контролировать, следить – это один путь. В принципе, он вполне возможен, он такой… не знаю… ближе к монашеской традиции будет. А другой путь – это получать активную поддержку из чата единомышленников, от блогеров, которые рассказывают, помогают, отвечают на вопросы, подсказывают. Это – более, такой, общинный уже путь, не аскетический, а… такой… церковный, я бы сказал, путь. Оба…
А.Митрофанова:
- Эффективность этих инструментов подтверждается практиками психологов, которые, ведя большие группы – тоже онлайн, я знаю, сейчас эту практику очень широко применяют – точно так же организуют чаты какие-то, группы поддержки, и прочая, и прочая. И люди, ставя перед собою цели разобраться внутри себя с какими-то сложными узлами, которые мешают им двигаться в жизни, благодаря такой комплексной и всесторонней поддержке, действительно, приходят к очень хорошим результатам. Так, почему бы, правда, не применять это и в духовной жизни тоже?
А.Шириков:
- Конечно, да.
С той же практикой молчанья, мы прописывали, к примеру, что нужно делать, и, всё равно, людям не до конца понятно. И они приходят, спрашивают – вот, эта взаимная поддержка – у кого как получается. Потому, что многие люди, например, взяли себе большое время молчания.
Ведь, что такое – молчание? Всё-таки, да, расскажу.
А.Митрофанова:
- Давайте, мы вернёмся к этому разговору, буквально, через минуту – после небольшого перерыва, ладно? И про практику молчания. Я думаю, что многие мужья, если Вы подробно расскажете, в чём смысл, будут Вам за это очень благодарны, и дадут своим жёнам послушать.
Я напомню, что в нашей студии – Алексей Шириков, автор книги «Дневник Великого поста», редактор портала «Иисус», и священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая в Отрадном, в Москве.
Алексей Пичугин, я – Алла Митрофанова.
Через минуту – вернёмся.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
- Мы возвращаемся в студию светлого радио.
Напомним, что сегодня здесь – Алла Митрофанова, я – Алексей Пичугин, Алексей Шириков, автор книги «Дневник Великого поста», редактор портала «Иисус», священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая Чудотворца в Отрадном.
Мы говорим о проекте «Дневник Великого поста, о том, как с помощью современных технологий можно проходить Великий пост так, как предписывает Церковь.
Вот, про практику молчания мы собирались поговорить подробней.
А.Митрофанова:
- О, да…
А.Пичугин:
- Я, вот, так чувствую… у меня сел голос сейчас – как бы… это… практика молчания в период Великого поста меня не охватила! Но… с моей работой, честно говоря, не хотелось бы.
А.Шириков:
- Что такое практика молчания? Одна из самых необычных, пожалуй, техник, которые мы предлагаем использовать в течение Великого поста.
Дело в том, что, с одной стороны, конечно же, это – максимальное молчание внешнее. Молчание – это не подразумевает только… да, вот – в эфире, к примеру, нам нужно говорить, от этого никуда не деться. Но – максимально избегать лишних тем. То есть, где-то – смолчать, где-то, возможно, не ответить, и так далее. Но это – лишь внешняя вещь, которая помогает, но… скажем, это не самое глубокое, что можно сделать.
А что мы предлагаем делать-то? Это – брать себе, в течение дня, хотя бы маленький отрезок времени, в который – целенаправленно молчать, но молчать не только внешне, но и внутренне. То есть, стараться слушать мир, который тебя окружает. Вот, Вы сказали: брать от жизни всё… брать именно от жизни, а не из своих мыслей.
На самом деле, это – древняя аскетическая и молитвенная практика…
А.Митрофанова:
- Вот, святые, я думаю, больше всего преуспели в том, чтобы, действительно, по-настоящему, брать от жизни всё…
А.Шириков:
- Да, несомненно… И в современно мире, понятно, это сложно. Но, к примеру, 3-5 минут – вот, эта практика показывает – самое реальное время, когда человек может высидеть, выдержать. Потому, что дальше уже – и дела, и мысли начинают крутиться.
И, что интересно, кстати… недавно я общался с шеф-редактором нашего портала, и он говорил, что, согласно сирийским мистикам, первым шагом на пути к обожению, является, как раз, внутренняя тишина.
То есть, человек должен замолчать, увидеть мир, который его окружает – и порадоваться этому. Просто порадоваться тому, что вокруг. Именно это является ответом на те молитвы, которые мы Богу возносим.
То есть, у нас получается часто не диалог, а монолог. Мы Богу говорим, говорим, говорим, а времени на ответ – не даём. И, вот, практика молчания призвана, по идее, это скомпенсировать. Целенаправленно посидеть, послушать…
Я обычно сравниваю это с нашими чувствами, которые мы испытываем, когда смотрим на звёздное небо. О чём мы думаем? Сложно сказать. Мы не думаем о том, сколько там звёзд… ну, иногда, конечно, думаем… насколько это красиво – мы просто стоим и слушаем.
А.Митрофанова:
- А, кстати, эту практику молчания можно сочетать с наблюдением? Например… там… смотреть на огонь, на воду – на что, говорят, можно бесконечно…
А.Пичугин:
- … как работают другие люди…
А.Митрофанова:
- … да, да!
А.Шириков:
- Ну… в такие моменты восхищение миром – несомненно, да. Это – красота, которая создана Богом, она помогает этой практике.
А.Митрофанова:
- Отец Николай сидит и хмурится. Я хочу у Вас спросить – что Вы думаете о практике молчания? Это, вообще, реально современному человеку, у которого в голове… этот… «идёт, гудёт зелёный шум» информационный?
О.Николай:
- Думаю, стоит объяснить нашим дорогим радиослушателям, что молчание, конечно, это не только, когда твой рот молчит, но когда безмолвствует твоё сердце. То есть, ты, по-настоящему, находишься наедине с собою.
Современный человек, находящийся в ритме этой жизни, в гонке со временем, который никогда ничего не успевает, вечно опаздывает – наверное, стоит иногда просто, хотя бы, сесть на 5 минут, и помолчать. Особенно перед молитвой это полезно.
Когда спрашивают: «Батюшка, а почему мысли у меня рассеиваются? Почему я не могу сосредоточиться? Вроде бы, читаю слова, и желание есть молиться, а, при этом, ум блуждает по делам земным…» – я всегда советую: «Вы – сядьте, перед молитвой, просто в тишине посидите. Помолчите. Настройтесь на общение с Богом, на разговор с Ним. Не можете читать слова церковнославянские – обратитесь своими словами…» У нас должно быть, каждый день, что мы хотим сказать Богу. Если у нас не происходит общения – это странно. Приходя домой, не общаться с тем, кого ты любишь, когда тебе нечего сказать тем, кого ты любишь. У тебя жизнь ограничена работой, отдыхом, домом, какими-то делами – и всё. А где… вот… общение? Где – душевное единение с людьми, которых ты любишь? Всё ж тогда обесценивается, всё становится сразу серым таким, чёрно-белым. И большинство людей живут, в общем-то… от зарплаты – к зарплате, от отпуска – к отпуску, и, в конечном итоге, ради исполнения каких-то своих желаний – добрых вполне – там, ипотеку выплатить, например, на юг съездить, ещё что-то… Человек, бывает, достигает этой цели, а счастье – не приходит с этим.
А.Пичугин:
- Вы знаете, но, для многих людей – мы об этом тоже как-то говорили – вот такие маленькие элементы счастья в их… Вы очень хорошо описали вот эту большую, зачастую, непростую, и полную серых будней, жизнь… вот… других вариантов счастья – нет. Мы можем говорить, сколько угодно, про Церковь, про счастье, которое человек обретает в общении со Христом, но для очень многих людей – это очень сложная материя. К которой они, возможно, когда-то придут. Но сейчас – не пришли.
И для них вот такое… вот, такие элементы счастья – это может быть, когда, вдруг, дети, живущие за пять тысяч километров, на один день приехали, или написали, или позвонили, когда получилась возможность с детьми со своими маленькими поехать на юг, когда удалось что-то купить – вроде бы, самое простое, но что очень давно хотелось… И, вот, эти маленькие элементы счастья – из них и складывается вторая, какая-то более красочная сторона серой жизни. И, мне кажется, вот это – та штука, о которой мы, христиане, должны помнить, когда рассказываем кому-то о том, что люди со Христом только в Церкви обретают всю полноту счастья. Может быть, мы так считаем, а они – когда-нибудь к этому придут, или – не придут.
О.Николай:
- Я немножко имел в виду другое. Не в том смысле, что… там… материальные блага не имеют какой-то ценности. Потому, что, действительно, когда мы говорим о духовности, есть такая… соблазн впасть в другую крайность – начать отрицать, вообще, нашу жизнь, и наши человеческие радости.
Нет, я говорю про одиночество человеческое. Про наше внутреннее одиночество. А оно бывает и у мужчин, и у женщин, и оно, порой, приводит к тому, что мужчина может отделиться от своей семьи, он может… там… не знаю… например, полюбить какие-нибудь онлайн-игры, или увлекаться алкоголем, или азартными играми, чтобы каким-то образом избавиться от чувства пустоты внутренней, одиночества. Женщина – ей, вроде бы, меньше времени остаётся, потому, что… ну… надо признать, что у большинства, наверное, женщин после работы – работа продолжается дома, бытовая работа, и у неё, наверное, меньше остаётся времени, чтобы побыть с собой. Может быть, поэтому в храмах больше женщин, не знаю… как один из таких вариантов для размышления нашим радиослушателям… но вот эта проблема внутреннего одиночества – она, на самом деле, портит всё. И, в том числе, и эти маленькие человеческие радости. То есть, если у тебя внутри пусто, то, даже если снаружи будет густо, от этого легче не станет никак. Ты никогда не зальёшь эту пустоту алкоголем, ты никогда не заполнишь эту пустоту какими-то играми…
А.Митрофанова:
- А откуда она берётся, отец Николай, вот эта пустота? Всегда ли она была внутри человека?
О.Николай:
- Любви когда не хватает, душевного тепла… даже на простом человеческом уровне это всё отражается. Бывает, люди живут вместе, а… они… не привыкли искренне общаться – нету! То есть, вот… пропадает между ними понимание… искренность, взаимопонимание.
То есть, они не могут сесть и поговорить друг про друга – что их беспокоит, что их волнует. То есть, душа… вот… настолько бывает одинока. И… что… человек – он не способен обрести единство даже с тем, кто ему дороже всего – дети, жена.
Он, вроде бы, сидит дома, на диване, но, при этом, он находится не дома – он в каких-то своих проблемах, каких-то своих заботах. Вот, выйти из этого внутреннего кризиса ему бы хорошо помогло и молчание, и молитва, и пост Великий, неслучайно называемый духовною весною – таким… пробуждением души, когда человек наконец открывает глаза, и говорит: «А что это, вообще, происходит с моей жизнью?» Да… а мы всё к гастрономии сводим – что поесть, что нельзя поесть, как вкусно поесть…
А.Пичугин:
- Мы, кстати, много лет проведя в Церкви, тоже, зачастую, всё сводим к гастрономии, поскольку…
О.Николай:
- Да.
А.Пичугин:
- То тут, то там в храмах слышно: «А ты постишься?» – «Ой, ни в коем случае!» – «Ой… а вот… а правда, сегодня рыбки можно?...» – «О-о, рыбки нельзя, нет!» – и: «Ах, нет…»
Я – про радость хотел сказать. Есть один храм в Москве, куда я одно время часто ходил. Сейчас хожу реже – не потому, что… там… что-то… а просто локации изменились, неудобно туда ездить. Но всегда с удовольствием бываю.
И, вот, я помню, как-то, на первой неделе Поста – на Первой седмице, если быть точным – в очередной раз, после Канона, выходит Настоятель. Ну, часто же священники благословляют в Пост что-нибудь читать своим прихожанам, и, вот, он – тоже благословил. Вернее, как – он не говорил никогда «благословил», он говорил: «Я бы вам рекомендовал почитать в Пост…» – что-нибудь. Вот, он и говорит: «Необыкновенная жизнь Дона Камилло»…
А.Митрофанова:
- О, прекрасно!
А.Пичугин:
- … у кого нет – возьмите, у нас в лавке продаётся!» – я специально посмотрел на Аллу – мы с ней это когда-то обсуждали. Я не знаю, вы знаете эту книгу… ещё был прекрасный итальянский фильм – про священника… католический священник в маленьком итальянском городке, который… всем рекомендую её прочитать – чудеснейшая, действительно! Во время Поста – потрясающее чтение про священника, который живёт… такой… обычной жизнью провинциального итальянского священника. Но у него в храме стоит статуя Иисуса, с которой он общается, и Иисус ему отвечает. И, вот, у них там очень курьёзные моменты, в течение всей книги, происходят, с которыми он обращается к Иисусу… и Он иногда подтрунивает над ним, иногда помогает решать эти проблемы. Там, мэр-коммунист, который – заядлый антиклерикал, но, тем не менее, чуть что – бежит на исповедь к этому дону Камилло… ну… это не спойлер, это просто очень-очень интересное и доброе чтение – поделился.
А.Митрофанова:
- Для повышения уровня радости в крови?
А.Пичугин:
- Да.
А.Митрофанова:
- Вот, я не знаю… «Дневник Великого поста» – он имеет такую опцию, чтобы отслеживать, как меняется – и в связи с чем и с какими событиями – внутреннее состояние?
Потому, что бывают – особенно, вот, у женщин – перепады настроения. И мы иногда даже не понимаем… там… вот, кто-то на кого-то сорвался – а из-за чего, на самом деле, это произошло?
Вот… отмотать назад, найти в себе эту настоящую причину, и не просто покаяться на исповеди в том, что ты на кого-то накричал, а рассказать Богу, что: «Вот, я обнаружил в себе трещину такую-то, которая дала такие-то и такие-то ростки, и я с этим хочу покончить – помоги мне, пожалуйста!»
А.Шириков:
- Второй инструмент, который ежедневно в «Дневник» встроен, кроме «Слава Богу за…» – «Я мог бы сделать лучше…»
То есть, человеку так же необходимо записать, проанализировать свой день: что ему в этом дне не понравилось – не понравилось именно в себе. И, на самом деле, родилось это из того, что люди хотели записывать грехи…
А.Митрофанова:
- … на бумажках.
А.Шириков:
- К исповеди готовиться, да. Но, это достаточно… то есть, это – полезно, но это – одна сторона медали. А другая сторона медали – что с этим грехом делать дальше? То есть, как от него избавиться? Что сделать, чтобы потом стать лучше? Ну, и, вот… в общем-то, действительно, это – полезная практика, когда мы анализируем свой день.
В общем-то… если мы смотрим вечернее молитвенное правило в молитвослове, то мы видим, что одна из последних молитв – это тоже исповедание грехов. Там, обычно, это идёт списком каким-то формализованным, но, по сути, туда каждый вставлять должен то, что для него актуально.
И, опять же… вот… «я мог бы сделать лучше». Полезно записать именно – что было не так, но в ключе: я мог бы… не знаю… лучше подготовить этот «Дневник» ( как я написал во Введении ), а, соответственно, в следующий раз я исправлюсь, сделаю это лучше. То есть, я, может быть, не очень доволен…
А.Митрофанова:
- То есть, в позитивном ключе. Чтобы не самобичеванием заниматься, а настраивать себя на какую-то…
А.Шириков:
- Да, на работу.
А.Митрофанова:
- … на работу, да…
А.Шириков:
- На работу, на развитие. То есть, вот эта практика… на мой взгляд, вот эти позитивные установки в голове – очень важны. Потому, что мы Пост воспринимаем, действительно, как… такое… тяжёлое ярмо, зачастую. С кем ни пообщаешься: «Вот… опять скоро пост… опять нельзя будет есть… опять нужно соблюдать эти правила, длинные службы, которые непонятны…»
А.Пичугин:
- Будем откровенны – на длинные службы ходит немного людей. Те, кто работает – они, по объективным обстоятельствам, на них попасть не могут. Из-за чего, кстати… не знаю, кто из вас говорил, что люди много-много лет ходят в церковь, а вот на этих службах не бывают…
А.Шириков:
- Да, да…
А.Пичугин:
- … и даже не знаю, что они бывают. И даже не знают, как они выглядят, и что Церковь проживает.
У меня, на самом деле, было… только достаточно недавним Великим постом, был такой опыт подобных служб, когда просто мы у очень близкого друга в храме… мы эту утреню всю вычитывали – я вычитывал, вместе с клиросом. А так, до этого, в общем… вот, именно на Пост – такого опыта не было.
А.Шириков:
- Ну, да… но… на самом деле, даже эти длинные службы, к примеру… понятно, что нет возможности познакомиться, но, обычно, с ними знакомятся… с такой… негативной стороны: пришёл – спина болит, ноги болят, ничего не понимаешь.
А я участвовал в этих службах – понятно, я в семинарии учился, у меня отец – настоятель, и я помогал ему на приходе, и у нас там Великим постом на первой неделе службы – по пять часов утром.
А.Митрофанова:
- О-о…
А.Шириков:
- Но, когда ты с книгами, ты всё понимаешь, и они – совершенно иначе воспринимаются. И вот, мне очень хотелось людям помочь именно посмотреть на Пост – с позитивной стороны, во всех смыслах. То есть, что – в нём нет ничего, что просто так человека… то есть, Бог не хочет, чтобы человек мучился, чтобы человек страдал.
И – что, опять же, забавно, – в первый день Поста читается отрывок из Ветхого Завета, где Бог, устами пророка Исайи, говорит, что: «Ненавижу посты ваши, и новомесячия ваши Я не терплю. Мне нужно не ваше самобичевание, Мне нужно, чтобы вы изменили дела свои».
А.Митрофанова:
- Отец Николай, объясните, пожалуйста, а почему тогда, если целеполагание, действительно, такое, о котором Алексей говорит, в нашем сознании, зачастую, пост, действительно, воспринимается, как неподъёмная, такая, телега, которую надо – НАДО – не то, что… там… я хочу через это пройти, а мне –НАДО это на себя взвалить почему-то, и… вот… тащить, тащить, тащить, тащить… и так далее? Почему это – так? В какой момент начался этот перекос? И что с ним делать?
О.Николай:
- Исторически, вообще, Библейский пост – это полное воздержание от пищи, либо – воздержание от пищи до вечера.
Практика частичного воздержания, которою мы сегодня пользуемся – она стала общецерковной, и она, изначально, появилась у еретиков. И, в связи с полемикой, стала общеизвестна.
А.Пичугин:
- Это – типичный ближневосточный пост, который сейчас… ну… практически, в неизменном виде у мусульман сохранился.
О.Николай:
- Да.
А.Шириков:
- Но, кстати, в древности не было длинных постов. То есть, Великий пост был – 40 часов.
А.Пичугин:
- Да, да… ну, это вот… история развития поста – она… кстати, это – очень интересный разговор для отдельной программы.
О.Николай:
- Да, история поста.
А.Пичугин:
- Я уже когда-то – несколько лет назад – пытался провести такую программу. Но я не помню, почему… почему… почему… опять, все – в гастрономию ушли совсем. А вот эта история возникновения и развития постов Вселенской Церкви – она, конечно, крайне интересна.
О.Николай:
- В любом случае, мы к посту когда приступаем, то, пусть исторически оно было так – сейчас реалии другие.
Пост – он… всё-таки, это – полное воздержание, полное ограничение. Это – умерщвление плоти, изначально. То есть, это, действительно, аскетическое упражнение. Ну, и Христос постился – Он ничего не ел. Это – всегда было в Церкви, всегда этим жили христиане, хоть и сам пост, в современном виде, сформировался на протяжении столетий, но огромное влияние монашеской традиции… ну, все знают Антония Великого, например, Феодосия… оказал и на восточную традицию, и на нашу традицию, в том числе. Поэтому, здесь, конечно… разумеется, пост – он воспринимается, для большинства, по-монашески.
И наши русские люди, наверное, благодаря особенностям национального менталитета, темперамента личного – мы любим построже, вот, основательно…
А.Митрофанова:
- У нас есть любовь к крайностям, да…
О.Николай:
- Это, как Достоевский говорил: нас бросает из крайнего аскетизма – в безудержный разврат какой-нибудь. Широка русская душа – мы не можем… как-то… посредине держаться.
А.Пичугин:
- Ну, а сколько было копий сломано о том, что нужно… на протяжении, там… последних нескольких столетий говорилось, в разных частях Вселенской Церкви… нужно создать отдельный Устав немонашеский, Устав храма – хотя бы, по примеру Устава Великой церкви.
О.Николай:
- Да, это было – на Поместном Соборе, сто лет тому назад. Была даже редакция Приходского Устава, но… к сожалению, Революция…
А.Пичугин:
- Но известные исторические события – они, там… в принципе, этот Собор сильно подкорректировали.
А.Шириков:
- Я хотел бы ещё уточнить важный момент, что умерщвление плоти – у нас, как раз… мне кажется, что отношение к посту, как… к такому… тяжёлому бремени, которым нужно себя мучить – это из-за неправильного понимания слова «плоть».
Потом, что мы, зачастую, думаем, что умерщвление плоти – это умерщвление физических сил своего тела. Но по факту – это не так. «Плоть», в данном случае, это – средоточие греха в человеке, по тому же Писанию, и «умерщвление плоти» не равно умерщвлению тела.
То есть, Великий пост направлен, как раз, на борьбу с началом зла, внутри тебя. А для этого нужна дисциплина, строгий контроль, определённые духовные практики – они помогают освободить своё тело от вот этого… негативного слова «плоть».
Из-за того, что в народном сознании «плоть» и «тело» сейчас, в принципе, примерно, одно и то же, получается, что – и акцент переносится. Мы боремся – с телом.
А.Пичугин:
- Ну, как у нас и слово «любовь» толкуется одинаково во всех смыслах, а, на самом деле, оно очень многозначное.
А.Шириков:
- Древние стоики – они тоже отрицали плотские вещи.
О.Николай:
- Многие современные христиане тоже считают, что… например, брак – это… такая… некая… «допустимая» мера от Бога. То есть, не норма человеческого общежития, а некое… такое… допустимое. А вот монашество и настоящее… как сказать… самоистязание плоти – это и есть высший идеал духовности.
Но, на самом деле, монах – он не отказывается от своих каких-то жизненных потребностей. Мы же не буддисты, чтобы отказываться от чувств – от радости, от общения, в том числе – и с женским полом, или с мужским полом, создавать семью… Поэтому, в общем-то, дни Поста – это не время для того, чтобы угробить своё здоровье.
А.Шириков:
- И дни великой радости!
Мы, опять же, скорбно воспринимаем эти дни. А если мы вчитаемся в Триодь – в ту книгу прекрасную, то увидим, что там абсолютно везде говорится… даже там такой парадокс есть… Мы в новой версии детского «Дневника» приводим ещё цитаты…
А.Митрофанова:
- У вас ещё и детский «Дневник» есть?
А.Шириков:
- Да, ещё и детский есть. Приводим цитаты из того, как в русской литературе… там… Шмелёв описывает Пост Великий… и у нас получилось: на одной стороне – из Триоди, где говорится, что «не будьте мрачными и унылыми в Великий Пост, но будем радоваться добрым делам», и на соседней – цитата из Шмелёва, где говорится: «Мне велели надеть затрапезную курточку с продранными рукавами…» И это очень интересная… такая, вот… параллель: как говорили раньше, и как говорится сейчас.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
- В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня, я напомню, священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая в Отрадном, в Москве, и Алексей Шириков, автор книги «Дневник Великого поста», редактор портала «Иисус».
Мы, собственно, и говорим, в преддверии Великого поста, о том, как правильно было бы… с какой оптикой взглянуть внутрь себя, и – какие открытия это может дать.
И… Алексей, про «Дневник Великого поста» для взрослых мы сейчас… ну… относительно подробно поговорили, хотя об этом, я думаю, бесконечно можно рассказывать. Вообще, это такой… невероятный, по-моему, прорыв – то, что вы сделали! Спасибо вам огромное!
А, вот, детский «Дневник» – это что за ноу-хау такое? И для какого возраста, вообще?
А.Шириков:
- С 8 до 14 лет мы, примерно, рассчитывали этот «Дневник».
Нас просили, после «Дневника Великого поста» сделать что-то для детей. Мы проэкспериментировали на Рождественском посте.
Ну, Рождественский пост, всё-таки, конечно, легче. Там дневник детям понравился, в большинстве случаев. Нам писали, что дети прочитали Введение перед постом, и теперь уже спрашивают маму: «А когда же уже пост начнётся? Я хочу поститься!»
Там мы постарались доступным языком объяснить детям, что такое пост. Ну, в частности, сейчас, например, мы хотим в Синодальном отделе образования и катехизации провести экспертизу, и одобрение получить.
А.Митрофанова:
- Чтобы это было рекомендовано, да.
А.Шириков:
- Но, по факту, Рождественским постом отзывы, в основном, были положительными – что дети с удовольствием…
Состав этого дневника постом Рождественским был несколько иной. Там были задания на каждый день – полуигровые-полусерьёзные, и комментарии о том, что такое пост. И, всё-таки, эти практики «Слава Богу за…» и «Я мог бы сделать лучше…» мы оставили и для детей.
Это было непросто детям, но… вместе с родителями, они, зачастую, заполняли… но – многим понравилось из детей.
А.Митрофанова:
- То есть, родители помогали детям анализировать прожитый день, и отмечать, что можно было бы сделать лучше, за что сказать «спасибо» обязательно… да?
А.Шириков:
- Да. Кто-то сам это делал, кто-то – с родителями. Но, в итоге… то есть, там была ещё встроена игра, например, нужно было украшать ёлочку – понятно, чтобы было детям интереснее.
С Великим постом, конечно, сложнее. Мы этот «Дневник» впервые запускаем сейчас, и будем собирать, соответственно, обратную связь. Здесь именно, всё-таки, уже с восьми – тот был ещё и помладше – мы оставили там самые простые тексты из Триоди в адаптированном виде – то есть, убрали там самые… такие… тяжёлые вещи, вроде «я всю жизнь прожил в блуде» – понятно, ребёнку это неактуально. Это – образ, это – и для взрослых, зачастую, образ. Мы оставили больше… там… про историю Лазаря – прямо тексты. И – практики «Слава Богу за…» и «Я мог бы сделать лучше…» Точно так же и комментарии – уже здесь более серьёзные, всё-таки, вещи. Понятно, мы пытаемся объяснить ребёнку и что такое покаяние, и что такое Причастие, и, опять же, конечно, зачем нужен пост, и так же – задания на каждый день. Задания, вроде… там… ну, к примеру, мы предлагаем на неделю Крестопоклонную – поставить ветки дома в воду, чтобы к Вербному Воскресенью подготовить ветви к встрече Христа.
А.Митрофанова:
- Слушайте, потрясающая вещь! Получается, с помощью этого «Дневника», ребёнок может научиться видеть причинно-следственную связь между своим поступком, например, и теми событиями, которые в его жизни происходят. Это, на самом деле, не каждый взрослый умеет. Даже далеко… я так думаю… ну… не то, что далеко… но не все те люди, которые регулярно ходят на исповедь, замечают связь, между своими поступками и теми событиями, которые с ними происходят. А нести за них ответственность, и понимать, что всё, происходящее с нами, спровоцировано нами же самими – нашими выборами, которые мы совершаем – это же очень важный навык!
И, мне кажется, что если с ребёнком начинать об этом говорить с самого детства… потому, что… там… с 8-ми лет, когда уже же на исповедь дети ходят, как правило – это же даст потом прекрасный результат.
А.Шириков:
- Ну, да… цель детского «Дневника» – попытаться сместить акцент с пищи на что-то более серьёзное.
Понятно, с каждым ребёнком будет своя история. Кому-то это не понравится, кто-то не сможет это понести, в связи… там… просто с возрастными особенностями, и так далее. Но, в целом, например, сама идея, что в пост мы предлагаем ребёнку – в первую очередь ему ( ну, понятно, вместе с родителями ), определить меру пищевого поста, отказаться от каких-то вкусных вещей… может быть, ему нравятся конфеты, которые – постные, и он, в качестве практики контроля над собой, сможет отказаться от них на время поста. Ну, Рождественским постом мы такое делали, действительно, и, вроде как, успешно. И – уже, действительно, пытаться что-то… задумываться о смыслах, и о себе. Это – непросто. Но… с Рождеством – получалось.
А.Митрофанова:
- Гораздо проще, конечно… да… если ударился об косяк, то виноват – косяк.
А.Шириков:
- Да.
А.Пичугин:
- А куда хуже, если ударился об косяк: «Это тебя Боженька за грехи наказал»!
А.Митрофанова:
- Ой… это, вообще, кошмар!
А.Шириков:
- Ну, и здесь, к детскому «Дневнику», понятно, мы прикрепляем файл для родителей небольшой, чтобы они понимали, как с этим работать, и… очень многое зависит… всё равно, ребёнок вопросы будет адресовать родителям. Ну, а родители – они есть и в чате, мы их собираем, и они могут, если что, адресовать их нам, и мы тоже подсказываем, как лучше что сделать, посоветовать – у меня и педагогическое образование тоже есть.
Поэтому… сейчас это – эксперимент, на самом деле. Посмотрим, как «Великий пост» пройдёт у детей.
А.Митрофанова:
- Отец Николай, Вы видели этот «Дневник» детский?
О.Николай:
- Нет.
А.Митрофанова:
- Нет? А – взрослый?
О. Николай:
- Я… естественно. Так, как я рекомендовал «Дневник», я не мог на него не посмотреть.
Мы уже у себя на страничке, так как я уже давно занимаюсь в блогосфере, чаще всего… наша деятельность – она основана была изначально в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), ради изучения Священного Писания. Потому, что это – главная проблема, которая меня лично беспокоит. У нас… большинство людей, которые в храм ходят – они не знают Божье Слово.
То есть, когда, например, мы интересуемся каким-то автором, мы открываем его книгу, да? Если мы интересуемся Богом, то мы Его Книгу почему-то не открываем. Вот эта вот связь – не срабатывает. И, в дни Великого поста, мы, уже на протяжении нескольких лет, обычно занимаемся изучением Псалтыри – с нашими подписчиками, и сформировали за эти годы «Библейское движение». Сейчас в нём уже больше 16 тысяч человек участвуют. Несколько тысяч человек прочитали Священное Писание – порядка трёх тысяч. А порядка двух тысяч прочитали его, как минимум, дважды. Некоторые стали кураторами, волонтёрами – помогают, и ведут совместные чаты с участниками – меня поддерживают. Потому, что, конечно, я один с такой массой людей просто не справлюсь.
А.Митрофанова:
- Имеется в виду, прочитали – и поняли?
О.Николай:
- Конечно, конечно! Потому, что мы – не просто… я не просто говорю: «Так, сегодня читаем вот эту главу, там… конспектируем её, выписываем – мы проводим прямые эфиры. То есть, я даю заранее задания, отправляю… сейчас нас – 2 потока участников, около тысячи человек… да…
А.Митрофанова:
- Потрясающе!
О.Николай:
- И… вот… в прошлый раз мы изучали Псалтырь тоже в пост, в основном, основываясь на переводе Юнгерова, хотя есть, конечно, и другие, но, вот, мы взяли его – для того, чтобы люди понимали Псалтырь. Потому, что Псалтырь – это одно из самых… ну… если признаться… для невоцерковлённого человека, скучных моментов службы – потому, что греческие синтаксические обороты, устаревшие, и ряд архаизмов церковнославянских, которые сегодня современному человеку непонятны, а, порой, и звучат неприлично – в понимании современного человека… на нашем, русском, языке звучат неприлично… а для древнего человека звучали вполне прилично… и, получается, Псалтырь-то, как книга, остаётся закрытой, даже для людей, которые читают, например, по кафизме в день для себя, периодически. И у нас, обычно, изучение Библии совпадает, как раз, с Псалтырью. То есть, за год мы всю Библию прочитываем, а изучение Псалтыри, как раз, попадает на период Великого Поста. Ну, а Псалтырь – это традиционное чтение в дни поста. И мы её – каждый год изучаем.
Поэтому, я думаю, чем больше будет вот таких замечательных проектов в социальных сетях, тем лучше люди будут понимать.
Вот, так сказать, подведя черту тому, что я сказал… я недавно соцопрос у себя проводил, среди подписчиков, и оказалось, что порядка 7000 человек – впервые сходили в храм, исповедались и Причастились после подписки на мой блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
А.Митрофанова:
- Прекрасно!
О.Николай:
- Да. И это – страшная цифра, потому, что понятно, что это – большая ответственность для нас. И я рад, что, из этого числа, почти половина прочитала Библию.
То есть, вот – какой-то конкретный результат. Потому, что у наших слушателей может сложиться впечатление: зачем, вообще, всё это надо? Можно же пойти в Воскресную школу, можно с батюшкой поговорить, можно, в конце концов, Интернет открыть… зачем все эти «Дневники», зачем все эти батюшки блоги ведут, там… занимались бы, по старинке, как святые апостолы – проповедовали!
Но, вот, пожалуйста – ведь есть конкретные плоды, о которых нельзя не говорить! Если бы «Дневник Великого поста» был людям неинтересен, его бы не издавали. Если бы он был неинтересен детям, его бы тоже не издавали. Но – читают, смотрят люди, и…
А, конкретно, как сказано в Писании: «По плодам их узнаете их». Вот – есть дела, вот – есть плоды. Выводы делайте сами.
А.Пичугин:
- Спасибо большое за этот разговор!
Мы напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» были: священник Николай Бабкин, клирик храма Святителя Николая в Отрадном, блогер, и Алексей Шириков, автор книги «Дневник Великого поста», редактор портала «Иисус».
Спасибо вам большое!
Я – Алексей Пичугин…
А.Митрофанова:
- … Алла Митрофанова.
Мы – прощаемся с вами!
А.Пичугин:
- Спасибо! Счастливо!
О.Николай:
- До свидания!
А.Шириков:
- До свидания!
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема