— Ну неужели ты думаешь, что я тебе поверю, что ты не мой отец! Когда я как сейчас помню, с тех пор ещё помню!
— С каких?
— С каких. Я же тебе уже говорила: когда деревья были большими.
В прозвучавшем сейчас разговоре двух главных героев фильма «Когда деревья были большими» как будто заключено всё основное его содержание. Кинолента режиссёра Льва Кулиджанова рассказывает о человеке с неудавшейся жизнью, одиноком и опустившемся. Кузьма Кузьмич Иорданов в исполнении Юрия Никулина выглядит подавленным, совершенно не уверенным в себе. Он был на фронте, воевал, имеет даже боевые награды, когда-то работал токарем, но теперь работать не хочет, выпивает и живёт случайными заработками. Иорданов случайно узнаёт, что в одной подмосковной деревне живёт девушка Наташа, которая потеряла во время войны родителей и всё ещё надеется их найти. Назвавшись её отцом, он остаётся у неё в доме, надеясь тихо и без забот пожить вдали от города. Однако спокойно пожить у него не получается. Простая и добрая Наташа искренне верит, что Кузьма Кузьмич и есть её отец. Она мягко и незаметно, но от всего исстрадавшегося по родителям сердца окружает его теплом и заботой. Иорданов в глубине души также мечтает о семье, и работать он ещё не разучился, ему не хватает лишь простой человеческой поддержки и доброго, заботливого отношения. Всё это Кузьма Кузьмич неожиданно находит в Наташе, которая искренне верит в него, в его уникальность как своего отца и просто как человека. И происходит чудо: в Иорданове пробуждается желание жить, он обретает смысл жизни.
Наталья Фокина, кинодраматург и жена режиссёра Льва Кулиджанова, в своих воспоминаниях о съёмках фильма «Когда деревья были большими», написала, что смысл этой киноленты именно в надеждах на лучшее, доброе в жизни и людях. И у таких, казалось бы, опустившихся и безнадёжных людей, как Кузьма Кузьмич Иорданов, может заболеть сердце от осознания собственного падения.
— Что, с сердцем плохо?
— Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а сейчас жмёт как-то.
Герой Юрия Никулина необычен для советского кино тех лет, когда на экране царил пафос пятилеток и воспевался герой-труженик — подтянутый и бодрый строитель светлого будущего. Однако в реальности послевоенной эпохи оказалось много людей одиноких, с изломанными судьбами. К таким людям и был обращён фильм Кулиджанова. Каждый из нас может попытаться сделать своего ближнего счастливым и всё изменить в своей собственной жизни.
Интересен случай, произошедший после премьерного показа фильма «Когда деревья были большими» в кинотеатре «Ударник». На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую Наташу, чтобы меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».
Наташа в исполнении Инны Гулая вызывает искреннюю симпатию благодаря удивительному сочетанию в её образе чистоты и добра. В девушке всё просто, нет ничего наигранного, неестественного. Особенно проникают в душу её большие доверчивые глаза. Несмотря на простоту и даже некоторую трагикомичность её образа (стоптанные тапочки, немного «косолапая» походка, опущенные плечи), в Наташе есть нечто настоящее, некая подлинная внутренняя красота, которая и привлекает к ней. Деревенский парень Лёня, герой Леонида Куравлёва, полюбил её именно за эту душевную красоту и цельность, хотя он и не совсем понимает её преданного отношения к Кузьме Кузьмичу.
— Отец опять пьёт? Все-таки трудно тебе с ним!
— Лёня, я у тебя хочу спросить. Ты когда-нибудь жил один? Совсем один — без матери и отца?
— Нет, а что?
— Тогда молчи.
Фильм «Когда деревья были большими» 1961 года является золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. И в нашей жизни не хватает доброты, чистоты и искренности. И сейчас многим так необходимо вылечить душевную боль и вернуть веру в себя и в свои силы. Фильм Льва Кулиджанова предлагает пример искренней и чистой любви к ближнему, исцеляющей и исправляющей человека.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.