
— Ну неужели ты думаешь, что я тебе поверю, что ты не мой отец! Когда я как сейчас помню, с тех пор ещё помню!
— С каких?
— С каких. Я же тебе уже говорила: когда деревья были большими.
В прозвучавшем сейчас разговоре двух главных героев фильма «Когда деревья были большими» как будто заключено всё основное его содержание. Кинолента режиссёра Льва Кулиджанова рассказывает о человеке с неудавшейся жизнью, одиноком и опустившемся. Кузьма Кузьмич Иорданов в исполнении Юрия Никулина выглядит подавленным, совершенно не уверенным в себе. Он был на фронте, воевал, имеет даже боевые награды, когда-то работал токарем, но теперь работать не хочет, выпивает и живёт случайными заработками. Иорданов случайно узнаёт, что в одной подмосковной деревне живёт девушка Наташа, которая потеряла во время войны родителей и всё ещё надеется их найти. Назвавшись её отцом, он остаётся у неё в доме, надеясь тихо и без забот пожить вдали от города. Однако спокойно пожить у него не получается. Простая и добрая Наташа искренне верит, что Кузьма Кузьмич и есть её отец. Она мягко и незаметно, но от всего исстрадавшегося по родителям сердца окружает его теплом и заботой. Иорданов в глубине души также мечтает о семье, и работать он ещё не разучился, ему не хватает лишь простой человеческой поддержки и доброго, заботливого отношения. Всё это Кузьма Кузьмич неожиданно находит в Наташе, которая искренне верит в него, в его уникальность как своего отца и просто как человека. И происходит чудо: в Иорданове пробуждается желание жить, он обретает смысл жизни.
Наталья Фокина, кинодраматург и жена режиссёра Льва Кулиджанова, в своих воспоминаниях о съёмках фильма «Когда деревья были большими», написала, что смысл этой киноленты именно в надеждах на лучшее, доброе в жизни и людях. И у таких, казалось бы, опустившихся и безнадёжных людей, как Кузьма Кузьмич Иорданов, может заболеть сердце от осознания собственного падения.
— Что, с сердцем плохо?
— Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а сейчас жмёт как-то.
Герой Юрия Никулина необычен для советского кино тех лет, когда на экране царил пафос пятилеток и воспевался герой-труженик — подтянутый и бодрый строитель светлого будущего. Однако в реальности послевоенной эпохи оказалось много людей одиноких, с изломанными судьбами. К таким людям и был обращён фильм Кулиджанова. Каждый из нас может попытаться сделать своего ближнего счастливым и всё изменить в своей собственной жизни.
Интересен случай, произошедший после премьерного показа фильма «Когда деревья были большими» в кинотеатре «Ударник». На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую Наташу, чтобы меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».
Наташа в исполнении Инны Гулая вызывает искреннюю симпатию благодаря удивительному сочетанию в её образе чистоты и добра. В девушке всё просто, нет ничего наигранного, неестественного. Особенно проникают в душу её большие доверчивые глаза. Несмотря на простоту и даже некоторую трагикомичность её образа (стоптанные тапочки, немного «косолапая» походка, опущенные плечи), в Наташе есть нечто настоящее, некая подлинная внутренняя красота, которая и привлекает к ней. Деревенский парень Лёня, герой Леонида Куравлёва, полюбил её именно за эту душевную красоту и цельность, хотя он и не совсем понимает её преданного отношения к Кузьме Кузьмичу.
— Отец опять пьёт? Все-таки трудно тебе с ним!
— Лёня, я у тебя хочу спросить. Ты когда-нибудь жил один? Совсем один — без матери и отца?
— Нет, а что?
— Тогда молчи.
Фильм «Когда деревья были большими» 1961 года является золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. И в нашей жизни не хватает доброты, чистоты и искренности. И сейчас многим так необходимо вылечить душевную боль и вернуть веру в себя и в свои силы. Фильм Льва Кулиджанова предлагает пример искренней и чистой любви к ближнему, исцеляющей и исправляющей человека.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема