— Вот красота. Это, брат, тоже страшная вещь! ... Ужасно и то, Алёшка, что красота не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Не правда ли, очень знакомые слова мы с вами сейчас услышали? Это фрагмент из знаменитого кинофильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», снятого в 1968 году по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. В прозвучавшем эпизоде старший из братьев, Митя Карамазов, разговаривает с младшим, Алёшей, и произносит ставшую крылатой фразу, которой, пожалуй, можно было бы охарактеризовать кинокартину в целом. Битва любви с ненавистью, веры с неверием, бескорыстия с алчностью, так глубоко прорисованная Достоевским и тонко переданная режиссёром на экране, проходит перед глазами зрителя на протяжении всего фильма.
Через год после выхода, в 1969-м, картина номинировалась на премию Оскар, а в 1970-м по результатам опроса журнала «Советский экран» «Братья Карамазовы» была названа лучшим фильмом. Творчество Достоевского вообще далеко не самый простой материал для киновоплощения. И Пырьев, автор таких типично пропагандистских советских картин, как «Свинарка и пастух», «Трактористы» и «Кубанские казаки», вполне мог бы в угоду времени сделать из «Карамазовых» обличительное кино о нравах барской семьи. Но случилось практически невозможное: советский зритель увидел фильм... о вере в Бога! Увидел монашеский скит и старца Зосиму — кстати, прототипом этого персонажа у Достоевского стал не кто иной, как преподобный Амвросий Оптинский. Услышал о том, что Бог — есть! Об этом в разговоре со своим отцом твёрдо заявляет Алёша Карамазов — в фильме его великолепно сыграл актёр Андрей Мягков.
— Алёшка, есть бессмертие?
— Есть.
— И Бог, и бессмертие?
— Бог и бессмертие.
Конечно, уместить всех персонажей романа и все сюжетные линии даже в трёхсерийном фильме оказалось невозможно. Поэтому Иван Пырьев сконцентрировался лишь на некоторых из них: на центральном конфликте между Дмитрием Кармазовым и его отцом из-за любви к роковой красавице Грушеньке, и на основной теме романа: поиске веры. Перед нами — атеист Иван Карамазов с его губительной теорией о том, что «если Бога нет, то всё дозволено» — красть, обманывать, убивать... И Алёша, который искренне верит, и в тяжёлую минуту сомнений взывает к Богу. В одном из самых ярких эпизодов фильма мы видим густой лес, бездонную синюю высь и Алёшу в одеянии монастырского послушника, обращающего к небу свои страхи и молитвы:
За что? За что, Господи? Где же справедливость небес Твоих? Где провидение Твоё?! И перст Твой, карающий зло? Где?!
На эти вечные вопросы попытался ответить в своём романе Достоевский, а вслед за ним Иван Пырьев в экранизации «Братьев Карамазовых». Так вышло, что картина стала последней работой режиссёра. Пырьев ушёл из жизни прямо во время съёмок. Завершали работу над картиной актёры Михаил Ульянов — он сыграл в фильме Дмитрия Карамазова, и Кирилл Лавров, воплотивший образ Ивана. Лента по сей день во всём мире считается одной из самых успешных экранизаций романа Достоевского. И посмотрев этот фильм, который без всякого преувеличения можно назвать феноменом советского кинематографа, хочется задуматься о самых важных вещах: вере, любви, прощении.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер