— Вот красота. Это, брат, тоже страшная вещь! ... Ужасно и то, Алёшка, что красота не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Не правда ли, очень знакомые слова мы с вами сейчас услышали? Это фрагмент из знаменитого кинофильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», снятого в 1968 году по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. В прозвучавшем эпизоде старший из братьев, Митя Карамазов, разговаривает с младшим, Алёшей, и произносит ставшую крылатой фразу, которой, пожалуй, можно было бы охарактеризовать кинокартину в целом. Битва любви с ненавистью, веры с неверием, бескорыстия с алчностью, так глубоко прорисованная Достоевским и тонко переданная режиссёром на экране, проходит перед глазами зрителя на протяжении всего фильма.
Через год после выхода, в 1969-м, картина номинировалась на премию Оскар, а в 1970-м по результатам опроса журнала «Советский экран» «Братья Карамазовы» была названа лучшим фильмом. Творчество Достоевского вообще далеко не самый простой материал для киновоплощения. И Пырьев, автор таких типично пропагандистских советских картин, как «Свинарка и пастух», «Трактористы» и «Кубанские казаки», вполне мог бы в угоду времени сделать из «Карамазовых» обличительное кино о нравах барской семьи. Но случилось практически невозможное: советский зритель увидел фильм... о вере в Бога! Увидел монашеский скит и старца Зосиму — кстати, прототипом этого персонажа у Достоевского стал не кто иной, как преподобный Амвросий Оптинский. Услышал о том, что Бог — есть! Об этом в разговоре со своим отцом твёрдо заявляет Алёша Карамазов — в фильме его великолепно сыграл актёр Андрей Мягков.
— Алёшка, есть бессмертие?
— Есть.
— И Бог, и бессмертие?
— Бог и бессмертие.
Конечно, уместить всех персонажей романа и все сюжетные линии даже в трёхсерийном фильме оказалось невозможно. Поэтому Иван Пырьев сконцентрировался лишь на некоторых из них: на центральном конфликте между Дмитрием Кармазовым и его отцом из-за любви к роковой красавице Грушеньке, и на основной теме романа: поиске веры. Перед нами — атеист Иван Карамазов с его губительной теорией о том, что «если Бога нет, то всё дозволено» — красть, обманывать, убивать... И Алёша, который искренне верит, и в тяжёлую минуту сомнений взывает к Богу. В одном из самых ярких эпизодов фильма мы видим густой лес, бездонную синюю высь и Алёшу в одеянии монастырского послушника, обращающего к небу свои страхи и молитвы:
За что? За что, Господи? Где же справедливость небес Твоих? Где провидение Твоё?! И перст Твой, карающий зло? Где?!
На эти вечные вопросы попытался ответить в своём романе Достоевский, а вслед за ним Иван Пырьев в экранизации «Братьев Карамазовых». Так вышло, что картина стала последней работой режиссёра. Пырьев ушёл из жизни прямо во время съёмок. Завершали работу над картиной актёры Михаил Ульянов — он сыграл в фильме Дмитрия Карамазова, и Кирилл Лавров, воплотивший образ Ивана. Лента по сей день во всём мире считается одной из самых успешных экранизаций романа Достоевского. И посмотрев этот фильм, который без всякого преувеличения можно назвать феноменом советского кинематографа, хочется задуматься о самых важных вещах: вере, любви, прощении.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.