
Фото: PxHere
Загадочная профессия Древней Руси — целовальник. Многие до сих пор путаются и не могу объяснить — чем же конкретно занимались целовальники и почему народ их так не любил. Интересно, что никакого романтического флёра у данной профессии нет. Несмотря на языковую близость «целовальника» к словам «целовать», «поцелуй».
Понять значение слова «целовальник» без знания церковнославянского языка невозможно. «Целовальник» происходит от славянского понятия «целование», которое неоднократно встречается в церковных текстах. Например, в Евангелии от Луки мы читаем: «яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моём» — «когда раздался звук приветствия Твоего в ушах моих, заиграл от радости младенец во чреве моём». Таким образом, «целование» это приветствие. Соответственно, «целовати» — это приветствовать. В Евангелии от Матфея Христос укоряет своих врагов: «и аще целуете други ваша токмо, что лишше творите;» — и если вы приветствуете только своих друзей, то что вы особенного делаете? Почему же «целование» означает приветствие. Все очень просто — на востоке, да и на Руси тоже, люди раньше приветствовали друг друга поцелуем. Когда епископ посещает храм, священник его встречает, вынося крест, который епископ целует. Эта традиция имеет отношение к «целовальнику»? Целовальник — это чиновник, который среди прочего отвечал за сбор налогов. Назван он так потому, что при вступлении в должность целовал крест — в знак принесения присяги.
Итак, запомним, церковнославянское слово «целование» в переводе на русский язык означает «приветствие». Соответственно, «целовати» — это приветствовать.
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал