Гал., 205 зач., III, 8-12.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из центральных тем всех посланий апостола Павла — противопоставление дел и веры. Его мысль вполне конкретна: никто не спасется делами. Человек спасается только верою. На протяжении многих столетий у всякого христианина, читающего эти строки, возникал один и тот же недоуменный вопрос: как же так? А зачем тогда так много и упорно христианская традиция говорит о добродетели? Зачем тогда пост, зачем молитва, зачем богослужение? Как же понимать это противопоставление?
Дело в том, что апостол говорит о вполне конкретных делах. Речь идет о предписаниях ритуального закона, зафиксированного в книгах пророка Моисея: как и какую приносить жертву, как совершать омовение, если ты осквернился прикосновение к чему-то нечистому, как отмечать тот или иной праздник и т.д. Очень формальные предписания-инструкции. Однако скрупулезное механическое исполнение этих правил было смыслом религиозной жизни евреев. По их мнению, именно верность делам закона приближало человека к Богу и гарантировало ему спасение.
Подобную жизнь апостол Павел прямо называет рабством закону. Человек спасается исключительно верою в Бога. Для современных людей вера — это скорее убежденность в том, что Бог есть. Так же мы можем быть убеждены в том, что во Вселенной существует множество галактик, хотя мы их и не видели лично. Подобная представление о вере чуждо библейскому мышлению. Для апостола Павла вера — это скорее верность Богу. Способность по одному Его слову сделать шаг в пустоту. Именно такой шаг сделал в свое время родоначальник евреев Авраам. В преклонном возрасте он оставил родной город и ушел в никуда, в неизвестность, повинуясь единственному призыву свыше. Он доверился Творцу и подтвердил это доверие своими действиями. Именно за такую живую, деятельную веру Бог спасает человека. Поэтому, обращаясь к христианам, которые пришли в Церковь из иудаизма, и были зациклены на обрядовой стороне религиозной жизни, апостол и приводит в пример Авраама. Он не исполнял никакого ритуального закона, но был спасен единственно за веру и верность Богу. Более того, именно его живая вера стала источником его внутренней свободы, а также подлинных добрых дел.
Дела закона — это не обязательно ритуальные предписания древних евреев. Это всякие требования внешнего благочестия. Поэтому слова апостола Павла обращены и к нам с вами: никакие дела благочестия, религиозные правила и обряды, если не сопровождаются живой, действенной верой, подобной той, какую мы видим Аврааме, нам не гарантируют спасения. Ведь без такой веры человек не сможет воплотить в своей жизни подлинное доброделание, которого от нас ожидает Бог и которое есть ни что иное, как милость, любовь и снисхождение по отношению к ближним.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.