
Семейные советы
На днях общалась с коллегами по работе, и они меня сильно удивили. Я сказала, что не люблю критиковать, считаю это неэффективным методом мотивации. Конечно, порой нужно указать на недоработки. Но всегда важно делать это деликатно, и перед этим обязательно похвалить, найти в работе достоинства. Однако мои коллеги возразили, что действеннее критиковать. Я крепко задумалась. На мой взгляд, попытка объективной оценки собственной работы очень важна. Но возможна только в случае здоровой самооценки, которую необходимо развивать с детства.
Огромную роль в формировании здоровой самооценки играет грамотное соотношение критики и похвалы. И это соотношение зависит от характера ребенка. Кому-то требуется больше критики или похвалы, кому-то меньше. Но помните, что все же похвалы должно быть больше, чем критики.
Искренняя похвала дарит вдохновение, а доброжелательная критика — помогает найти оптимальное решение. Во-первых, критика должна быть четкой и конкретной, и при этом безоценочной. Например, вариант — «Ну что ты написал?! Ничего не понятно, все буквы кривые, работа сделана небрежно». В этом замечании ребенок видит обобщение «все буквы кривые». Скорее всего, кривые буквы не все, а лишь часть. Или фраза «работа сделана небрежно» — это оценка действия. Мы не знаем, насколько ребенок старался, насколько прилежно корпел над заданием, но сразу вешаем ярлык «небрежно». Такая критика демотивирует. А вот если я мама говорит: «Текст написан целиком, почти без ошибок но часть букв завалились, из-за чего не читаются некоторые слова Давай поработаем над ровностью почерка, чтобы текст читался лучше». Мой сын Гриша очень чувствителен к критике. И я не раз говорила ему такие слова. Он вдохновлялся и в то же время исправлял ошибки.
А недавно я видела картину: соседка шла с тяжелыми покупками из магазина, ее встретил 7 летний сын и вместо помощи стал искать в пакете шоколадку. Раздосадованная мама прикрикнула: «Вечно ты мешаешься под ногами. Никакой помощи от тебя». А я задумалась, услышал ли сын, что на самом деле хотела сказать ему мама: она рассчитывала на его помощь и расстроилась, потому что он ее не предложил. Мне очень знакома эта ситуация. Но в какой-то момент я увидела, что моя такая реакция портит отношения с сыном и я изменила тактику: «Сын, ты же видишь, у меня пакеты, мне тяжело. Сперва помоги, а потом ищу шоколадку. Мне обидно, что ты не предложил помощь». Обозначаем ситуацию, назваем свои чувства, но не навешиваем ярлык, а показываем, как надо действовать в другой раз.
Конечно, доброжелательно критиковать бывает сложно, особенно, когда эмоции захлестывают, но от тона критики зависит самооценка ребенка, и главное — его стремление стать лучше.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов