В конце 14 века огромная армия турок двинулась на завоевание Балкан и Европы. В июне 1389 года произошло решающее сражение с турками в Сербии на Косовом поле. Сербское войско возглавлял отважный князь Лазарь, которого в народе величали не иначе, как царём Лазарем.
Сербы понимали, что идут на верную смерть за своё Отечество. На рассвете все воины приняли участие в литургии и причастились, а потом князь Лазарь повёл свое войско на битву. Еще до заката все сербские воины погибли на Косовом поле.
Князь Лазарь тоже геройски сражался, и, как сообщает летопись, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же схватили израненного князя, после чего исход сражения был предрешен.
В книге святителя Николая Сербского «Царёв завет» раненый царь Лазарь ищет ответа на вопрос: что могло бы стать причиной гнева Божия на его некогда сильную и могучую державу. Может быть, всё дело в нем, правителе Сербии?
НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ:
Углубляясь мыслями во все тайные уголки своего прошлого, он обнаруживал всякую малую неправду, но ведь он всё исповедал перед духовником, во всём покаялся и всё исправил, покрыв вдесятеро. С детства был благочестив и христолюбив. Дом его был подобен храму, содержащему святыню, исполнен милости и чистоты. Дети были воспитаны в вере и благородстве. Народу своему служил примером во всякой добродетели. Богу воздвиг несколько прекрасных церквей. Был отцом сирот и миротворцем враждующих, праведным судиёй для злодеев и храбрым защитником гонимых за правду...
И вот что вспомнил царь Лазарь, перебирая в мыслях все свои слова и поступки. Ночью накануне Косовской битвы ему во сне явился Ангел и задал вопрос: что ему дороже — земное царство или Царствие Небесное? «Царство земное — кратко и временно, а Небесное — на веки вечные», — ответил царь Лазарь небесному посланнику.
Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царёв завет».
И вот тысячи сербских воинов-мучеников сложили головы в битве на Косовом поле и вошли в Царствие Небесное.
В книге святителя Николая Сербского князь Лазарь в последние минуты перед своей мученической кончиной спрашивает себя: а правильный ли он сделал выбор, решив не только за себя, но и за всё свое войско, весь сербский народ?
Святитель Николай Сербский утвердительно отвечает на этот вопрос от лица потомков. Он убеждён, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением.
В своих книгах и публичных выступлениях он не уставал напоминать о том, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова.
«Поскольку сербское войско всё на Косовом поле полегло — причем добровольно — за истину и правду Божию, — утверждает Николай Сербский, — то оно и победило».
В книге «Царев завет» святому царю-мученику Лазарю перед тем, как его обезглавил турецкий палач, открылась вечность и истина.
НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ:
Весь мир, лежащий перед ним, был подобен пеплу. Душа его вырвалась из этого пепла, как искра, и удалилась бесконечно далеко во времени и пространстве... В своей душе Лазарь ощущал новую жизнь — безграничную, новый свет — безграничный, и новую радость — безграничную...
Увидев, с каким достоинством принял смерть князь Лазарь, предводитель турецкого войска Баязед позволил сербам взять тело князя и предать погребению в церкви Вознесения Господня. Через несколько лет мощи князя Лазаря были найдены нетленными. С тех пор сербы почитают его как святого Косовского Великомученика.
Автор книги «Царев завет», святитель Николай Сербский (Велемирович) в мае 2003 года Архиерейским собором Сербской Православной церкви был причислен к лику святых.
Святой Лазарь Сербский и святой Николай Сербский — теперь вместе молятся в Царствии Небесном за весь православный народ.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.