
На что способна любовь? Готовы ли мы на подвиг ради тех, кто нам дорог? Такие вопросы хочется задать себе после просмотра ленты итальянского режиссёра Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». С момента выхода на экраны в 1997-м году картина, получившая премию «Оскар» сразу в трёх номинациях, продолжает оставаться одним из самых необычных фильмов мирового кинематографа. Невероятным образом режиссёру удалось органично переплести комедию с глубочайшей драмой и сделать это так мастерски, что почти двухчасовая лента смотрится буквально на одном дыхании.
Действие происходит в самом начале Второй мировой войны. Главный герой — его играет сам режиссёр Роберто Бениньи — смешной и обаятельный деревенский парень по имени Гвидо, он переезжает в город, чтобы начать новую жизнь. С первых же кадров зритель попадает в атмосферу искромётной итальянской комедии, где одна забавная сцена сменяет другую:
«Ты только посмотри! Смотри сюда, и сюда, Ферруччо! Что я тебе говорил! Мы в городе, можно делать что угодно. Мы абсолютно свободны. Хочешь, что-то сделать — делай. Вот здорово! Хочешь кататься — катайся. Хочешь орать — ори! Эй, прекрати, ты что спятил. Мы же в городе, здесь нельзя вести себя, как в деревне».
На своём пути в город главный герой встречает девушку по имени Дора, которая вскоре становится его женой. Интересно, что сыгравшая Дору актриса Николетта Браски и Роберто Бениньи — и в реальной жизни муж и жена. Трогательные отношения героев стремительно развиваются на фоне поднимающего голову фашизма. Город увешан плакатами с изображением Гитлера и Муссолини, в школах детям преподают расовую теорию, то и дело происходят еврейские погромы. Тучи сгущаются вокруг Гвидо, ведь он — еврей. Только весельчак Гвидо не спешит унывать — рядом с ним любимые люди: жена и сын, маленький Жозуэ. Но однажды главного героя арестовывают и вместе с пятилетним мальчиком отправляют в концлагерь. Дора добровольно следует за ними. Так в концлагере оказывается вся семья.
Чтобы отвлечь маленького сына от страшной реальности, Гвидо придумывает для него историю о том, что всё происходящее — увлекательная игра. Тот, кто будет строго соблюдать её правила, получит приз — настоящий танк! Один из особенно впечатляющих и трагикомических моментов фильма — эпизод, когда главный герой переводит для заключённых речь немецкого надзирателя, который объясняет правила поведения в концлагере. Гвидо, зная, что его слушает маленький сын, к удивлению остальных, произносит совсем не то, что в резких интонациях говорит немец.
«Начинаем Игру. Кто здесь, тот играет. Кто не здесь, не играет. Чтобы выиграть, надо набрать тысячу очков. Кто наберёт их первым, получит настоящий танк. Мы изображаем злых, мы будем на вас орать. Кто испугается, теряет очки. Вчера я потерял сорок очков, потому что мне пришлось съесть булку с джемом»
Режиссёру удалось сохранить лёгкость, повествуя о вещах отнюдь не смешных. Это получилось благодаря тому, что его юмор добрый и светлый, он создаёт атмосферу тепла даже там, где трудно её себе представить. Финал картины одновременно и трагичный — потому что главный герой Гвидо играет до конца, и идёт на смерть ради спасения сына. И счастливый — потому что Жозуэ остаётся жив, он встречает свою маму и действительно получает возможность прокатиться на настоящем танке!
Фильм «Жизнь прекрасна» стал классикой. И это неудивительно, ведь итальянский режиссёр Роберто Бениньи поставил в центр своей картины не только величайшую трагедию ХХ века, но и подлинную, жертвенную и бескорыстную любовь, которая способна творить чудеса и для которой нет ничего невозможного.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер