В наше время все знают, что существует наследственность — определенные особенности передаются нам через гены от наших родителей. Этот вопрос особенно волнует приемные семьи. На основе страха «вдруг ребенок будет похож на своих кровных родителей?!» могут возникнуть мысли о том, что он унаследует именно их плохое поведение и плохие привычки.
Информацию о жизни ребенка можно почерпнуть из его «личного дела». Однако, упомянутые в документах факты не дают нам объективного представления о кровной семье ребенка. Какова была вся семья в целом, включая остальных родственников? Что было в семье до выявления неблагополучия? Каким было детство самих родителей? В семье ребенка, как и у любого из нас, было как плохое, так и хорошее. Приемные родители часто забывают об этом хорошем наследстве. Например, особенности внешности ребенка, которые нравятся его приемной семье; особенности темперамента; задатки к каким-то видам деятельности.
Поведение и характер формируются в ходе жизни. На это влияет не только наследственность, но и множество факторов, связанных с окружающим ребенка миром, с отношениями, складывающимися с другими людьми. Доброта, способность любить и быть счастливым не определяются генами. Важную роль здесь играет семейная обстановка и жизненные выборы самого человека. В своем окружении мы можем увидеть немало примеров того, как у прекрасных родителей дети вдруг шли по «плохой дорожке». Или напротив — в семьях с тяжелой социальной ситуацией дети вырастали в самостоятельных и успешных людей. Подобные случаи лишний раз напоминают о том, насколько многочисленны факторы, которые влияют на судьбу каждого человека.
Семья может жить в подспудном страхе перед «генами», и в любом проблемном поведении ребенка видеть проявление «криминальных задатков» или «безвольность и зависимость». Тогда велик риск того, что маленький человек, в которого и так никто никогда не верил, подчинится ожиданиям взрослых и будет им соответствовать. Некоторые дети, чувствуя сильный страх и тревогу взрослых, могут максимально ярко проявлять пугающие их черты, проверяя родителей «на прочность».
Потенциальным приемным родителям стоит максимально подробно изучить специальную литературу о психологии сирот. Тогда возникнет более реальная картина понимания причин их «трудного» поведения, и меньше будет искушения видеть в этом только гены. Также важно самостоятельно или с помощью психологов прорабатывать с детьми их личную жизненную историю. Это необходимо для эмоционального благополучия ребят и помогает им более осознанно выстраивать свой собственный жизненный путь.Наследственность, безусловно, важна, но она не определяет полностью жизнь маленького человека. Приемные родители в силах помочь ребенку справиться с его прошлым и дать ему совершенно новый позитивный опыт.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.