Некоторые мужчины не верят в то, что красивая женщина может быть верна своему мужу. Екатерина Карамзина, жена известного писателя и историографа, на протяжении всей жизни опровергала подобное мнение.
Николай Карамзин, друживший с князем Вяземским, часто приезжал к нему на лето отдохнуть от столичной суеты. В его усадьбе писатель познакомился с Екатериной, юной дочерью князя, которая отличалась удивительной хрупкой красотой. Девушка была на четырнадцать лет младше Карамзина, и сначала он воспринимал её исключительно как свою ученицу.
Екатерина живо интересовалась своей родословной и часами просиживала в отцовской библиотеке с книгами по российской истории. Устав от учёных трудов с их тяжёлым слогом, Екатерина доставала книги самого Карамзина – «Бедную Лизу», «Записки русского путешественника» и другие, волнующие её юное воображение.
К тому времени, как приезжал Николай, у Екатерины накапливались к нему десятки вопросов – и по истории, и личные, например, как живётся в столице, не пишет ли Карамзин очередное произведение. Они могли беседовать невероятно долго, и князь Вяземский поражался, откуда у них столько тем для разговора.
Однажды Николай приехал в усадьбу убитый горем – у него после родов умерла жена, оставив мужу дочь Софью. Карамзин не находил себе места, не зная, где искать утешения и душевного спокойствия. К удивлению для себя, он нашёл его в беседах с Екатериной, а маленькая Софья тянула к ней ручки, как будто видела в девушке свою мать. Незаметно для себя Николай привязался к Екатерине, и её образ уже больше никогда не покидал писателя.
Ему было очень сложно сделать такой серьёзный шаг, как повторная женитьба. Однако примерно через полтора года он приехал к князю Вяземскому и попросил руки его дочери. Для Екатерины, которая давно была тайно влюблена в Карамзина, этот день стал самым счастливым в жизни.
За год до свадьбы, в 1803 году, Карамзина назначили историографом при императорском дворе. Николай проводил много времени рядом с царской семьёй. Для человека его положения было естественно устроить в своём доме светский салон, в котором собирались литературные круги тех лет. Аристократы, офицеры, поэты, музыканты – сюда приходили все, кто был неравнодушен к изящным искусствам. Слава о вечерах, которые устраивали супруги Карамзины, быстро разлетелась по столице. Однако многие считали, что секрет такого успеха вовсе не в интеллектуальном обществе, а в Екатерине Карамзиной. Именно она создавала в салоне ту неповторимую спокойную, уютную атмосферу, ради которой сюда приходили Пушкин и Вяземский, Жуковский и Соллогуб, Тургенев и Плетнёв.
К Екатерине, молодой привлекательной женщине и к тому же хозяйке популярного салона, были прикованы взгляды всей аристократии. Удалые офицеры и восторженные поэты постоянно присылали ей любовные записки, но все они оставались без ответа. Екатерина всегда хранила верность Николаю. Она не только приняла на себя устроение светских вечеров, пока её муж занимался работой над «Историей Государства Российского», но и стремилась стать Николаю помощницей во всём, чтобы как можно больше времени проводить рядом с ним. Екатерина проверяла корректуры, просматривала контрольные экземпляры книг, которые привозили из типографии. Позже, после смерти мужа, она помогала закончить последний, так и не дописанный двенадцатый том «Истории».
Николай был очень благодарен Екатерине за помощь и за то, что она окружала его своей нежной заботой и родила ему девять детей. Они прожили в браке двадцать два года. Всё это время Карамзины испытывали чувство необыкновенного спокойствия и счастья, а их любовь давала им силы и уверенность друг в друге.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
«Об Иисусовой молитве». Протоиерей Андрей Рахновский

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посвященные значению Иисусовой молитвы, а также тому, как приучать себя к молитвенному труду.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов