У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, педагог, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.
Разговор шел о том, как современному человеку найти спутника жизни и начать строить крепкую семью.
А. Ананьев
— Добрый вечер, дорогие друзья. И, несмотря на вечер, в светлой студии радио «Вера» стало гораздо светлее, потому что к нам в гости, с Аллой Митрофановой...
А. Митрофанова
— Александром Ананьевым.
А. Ананьев
— Да, пришел наш любимый собеседник — человек-мудрость человек-праздник человек-солнце — духовник Алексеевского женского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров. Добрый вечер, отец Артемий.
Протоиерей Артемий
— Я слушаю вас и вспоминаю, что был такой фильм Феллини, человек-оркестр... И действительно, мы призваны, отзываясь на запросы человеческих сердец, мы призваны, когда Дедом Морозом ввалиться в студию, с игрушками, а когда, простите, дядькой Черномором.
А. Ананьев
— Вот не представляем мы вас, отец Артемий, дядькой Черномором.
А. Митрофанова
— Да, правда.
А. Ананьев
— Скорее за утешением к вам идут те, кто потерял всякую надежду на личное счастье. Признайтесь, вот ваша вот эта душевность, мудрость и открытость, делают вас заложником вот этой вот ситуации, когда к вам снова и снова приходят за советом и скорее за утешением?
Протоиерей Артемий
— Я вспоминаю свои молодые пастырские годы на улице Неждановой, в храме Воскресение Словущее, где мой старший собрат, уже почивший, на Благовещенье скончавшийся батюшка, протоиерей Геннадий Огрызков, был таким заложником. Огромный, богатырь, с курчавыми волосами, глубоким взором, архитектор по светскому образованию — он обладал таким детским, теплым, отзывчивым, ласковым, иногда плачущим сердцем, что к отцу Геннадию со всех сторон света — севера, юга, запада и востока — тянулись преимущественно женские души. Если они бывают женскими, в женском естестве. Именно поплакаться ему в жилетку. «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать...» Батюшка был отмечен этим удивительным даром сорадования и сочувствия. И иногда он мне вспоминается в каких-то утренних снах. Сам я не обладаю в такой мере этим даром. Но все-таки слово «батюшка» очень теплое, патриархальное, в нем нет формализма, официоза, нафталина... Чего еще в нем нет?
А. Митрофанова
— Тепло в нем есть.
Протоиерей Артемий
— И поэтому, конечно, когда мне иногда говорят: «Ой, батюшка, благодарю вас, что вы уделили мне время... Ой, батюшка, благодарим вас за участие, за доброту...» Я говорю: вы знаете, профессия у нас такая. Если бы батюшкам не было свойственно то, о чем вы сейчас сказали, наверное, мир бы уже давно прекратил свое существование.
А. Ананьев
— Ну вы, наверное, больше чем профессия. Знаете, я вспоминаю ровно год назад, может быть, чуть больше, чем год назад, мы видели вас на фестивале «Традиция» в Подмосковье...
А. Митрофанова
— О да, незабываемое зрелище!
А. Ананьев
— В окружении, да... И я еще даже не сразу понял, что происходит. Потому что вдруг на какой-то дорожке...
А. Митрофанова
— Улей просто.
А. Ананьев
— На дорожке парка появился праздник. То есть там какое-то шествие, праздник и смех, и шум. Я еще уточнил: «Алечка, что происходит?»
А. Митрофанова
— А там толпа людей, просто, знаете, как пчелы жужжат: ж-ж-ж...
А. Ананьев
— За вами следует такая огромная группа людей — мужчины, женщины, дети — и все такие счастливые.
Протоиерей Артемий
— А ларчик просто открывался. Дело в том, что мне иногда свойственно по-доброму пошутить. И прихожане подкладывают мне в карман маленькие изречения святоотеческие на картоночках, обратная сторона которых украшена блестками, каким-то декором. И стоит только вам сказать: «Дорогие друзья, биткоины от Бетховена — примерно 24 тысячи евро», — и народ идет и берет. Спрашивают: «А в каком отделении банка можно обменять? — Лично у товарища Грефа, в дирекции Сбербанка». Так или иначе, но действительно я с вами соглашусь, что кредо в семейной жизни и заключается мужа или жены в том, чтобы будни превращать в праздник и уметь порадовать ближнего. Это, наверное, не меньше, чем накормить голодного или одеть лишенного одежды.
А. Ананьев
— Да, и это хороший урок мне, серьезному и вечно хмурому человеку, а особенно когда он не выспится.
А. Митрофанова
— Ой, прибедняться-то хватит.
А. Ананьев
— Спасибо вам за ваши вот эти вот очень теплые и даже в чем-то нежные шутки. Однако сегодня тема будет, что называется, не до шуток. В программе «Семейный час» на радио «Вера» мы, как правило, обращаемся к тем, у кого есть семья. К женам, у которых есть мужья. К мужьям, у которых есть жены. К родителям, у которых есть дети. При этом я часто вспоминаю, когда формулирую ту или иную тему, каких-то своих знакомых, дорогих моему сердцу, и думаю: а вот эта тема была бы ему интересна или ей? Потом думаю: да она не замужем, и эта не замужем — при этом удивительные люди — и девушки, и молодые люди неженатые.
Протоиерей Артемий
— Во всех отношениях достойные.
А. Ананьев
— Достойные абсолютно — светлые, мудрые, ищущие, мечтающие...
Протоиерей Артемий
— О семейной жизни.
А. Ананьев
— И такое впечатление, что вот, ну казалось бы, ну если человек недостойный, то как бы он и не достоин и нет. А такое впечатление, что чем более человек достоин, чем больше работы он проводит над собой, тем сложнее ему найти своего человека в жизни, встретить. При этом он как бы старается, этот человек, делать все правильно. Не ищет там, где как бы следовало бы искать...
Протоиерей Артемий
— Вы разбередили сейчас, сами не зная того, самую мою кровоточащую рану. Не просто задели за живое, но для меня как священника это, действительно, даже не проблема, а какая-то боль души. Ведь подумаем: еще в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах прошлого столетия, если слышалась фраза, признание, объяснение: «Я вас люблю...» — никогда никто в России не ставил точку и даже восклицательного знака, но всегда запятую, намекая на продолжение. Либо тире. А в бессоюзном предложении ставится тире, когда вторая часть содержит в себе неожиданный результат, смену событий. «Я вас люблю — любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем... Но я прошу вас: будьте моей женой!» То есть между любовью и супружеством, материнством, отцовством и семейным бытом, милыми свадебными хлопотами стоял в сознании людей знак равенства. И поэтому хорошие и разные обладательницы римского, греческого профиля (а есть еще особый рязанский профиль, неизвестный античной культуре), но все они оказывались замужем. Потому что находились эти парубки, эти Лели, эти принцы, которые, отзываясь на движение сердца, на биологическое влечение, на «Весну священную» Стравинского, встречая эти глаза, понимали, что пришло время отставить отца и матерь и прилепиться к жене своей. А нынче настолько семейный и супружеский идеал... Вы видите, я уже как-то возбудился, машу руками, подпрыгиваю на кресле, и из глаз моих исходят молнии, из уст громы — я действительно не могу равнодушно беседовать на эту тему. «Да, вы мне нравитесь, пройдемся, Маша. Но я вам ничего не обещал. Вы ни на что не надейтесь. Я вам говорю, как порядочный человек: вы связались с убежденным холостяком...» — и прочую галиматью, и пургу, и лапшу (простите за этот неояз) несут нынче особи двуногие мужеского пола, которые ищут приключений, ищут развлечений. Понимают зависимость женского пола от мужеского начала, но не хотят жениться, не хотят семьи.
А. Митрофанова
— Отец Артемий, а может быть, люди просто стали более разборчивы и более серьезно относятся сейчас к вопросам создания семьи?
Протоиерей Артемий
— Хорошо, если ты такой серьезный, зачем ты смотришь на Гюльчатай сальным взором? Зачем простираешь преступные персты и спрашиваешь: «Что это у вас там такое, уважаемая Солоха?» Я тоже за вдумчивость, за осторожность. Но тогда для девушки главное искусство общения с лицом мужского пола — to keep the distance — хранить дистанцию вытянутой руки. А они приходят к священнику и говорят: «Батюшка, вы нас научили ходить так осторожно, а они сразу говорят: ты сумасшедшая! ты ненормальная! Батюшка, я так всех распугаю, если буду хранить свою честь...» O tempora! O mores! — О времена! О нравы!
А. Митрофанова
— Печальная картина, да.
А. Ананьев
— То есть вы хотите сказать, что это было не всегда, а началось недавно — это раз. И второе (для меня это вообще было шоком) — вина в основном за сложившуюся ситуацию лежит на сильной половине человечества?
Протоиерей Артемий
— А вот это хороший вопрос. Потому что иногда приходит в голову мне, что если бы в облом 90-х годов не появились на наших МКАДах, на наших сабвеях, как их еще называют, магистральных полосах, вот такие цепочки каких-то амазонок... Я это видел лично сам, разъезжая по пастырским каким-то целям и адресам. Видел этих, как выражается наш президент, девушек с ослабленным чувством социальной ответственности...
А. Ананьев
— С пониженным.
Протоиерей Артемий
— И действительно, потеря честности, потеря чувства собственного женского достоинства, шаговая доступность, развращенность, попросту говоря, поколений, она, может быть, и поставила мужчин в такое «выгодное», в кавычках, положение. Известно, что Николай Васильевич Гоголь в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями» говорил, условно: женщина — это здоровье нации. И определенная строгость, и чистота, и стыдливость, и целомудрие имеют огромное воспитательное значение на мужчин. Кратко говоря, как педагог, который до сих пор общается с молодежью, я уже в начале этого года выбрал для себя магистральный курс — это общение с начальной, средней школой в том духе и смысле, чтобы прививать мальчикам подлинное рыцарство. Чтобы они семейный идеал не разменивали впоследствии, в переходном, юношеском возрасте на поиск сомнительных удовольствий и приключений. Сегодня, конечно, наше общество нравственно достаточно сильно упало и деградировало. Свидетельство этому наш язык, душа нации. И действительно, вы совершенно правы, сколько девушек хороших и разных —умниц, милых, работящих, Золушек, Дюймовочек — которые мечтают о том, чтобы подарить любовь любимому человеку, мечтают о материнстве. И в многомиллионных городах, как ежики в пустыне, как бесприданницы.
А. Митрофанова
— В программе «Семейный час» сегодня духовник Алексеевского женского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров. И говорим мы о том, а как создать семью. То есть обычно мы семейные вопросы, разные аспекты семейных отношений рассматриваем, а сейчас вот решили собственно к самой базе обратиться. Отец Артемий, а может быть, сложность еще сегодня и в том, что... Меня, знаете, часто упрекают за то, что я, сидя в этой студии, всякие критические замечания отпускаю в адрес женщин. Но я женщина, мне можно. Может быть, еще причина в том, что вот все прекрасные эти Золушки, принцессы, не ну знаю там, царевны и так далее, Спящие красавицы, знаете как, не проявляют в себе во внешний мир чего-то такого очень важного, благодаря чему их видят мужчины? Вот есть такое, знаете, есть такое выражение: «Лампочка не загорается». То есть она прекрасна во всем, эта женщина, но у нее в глазах нет чего-то такого, что могло бы обратить на нее внимание мужчины. Я, мне кажется, сталкиваюсь с этим нередко. Мы настолько сейчас перегружены работой, женщины, что мы про свою вот эту женскую природу нередко забываем.
Протоиерей Артемий
— Приятно беседовать с умным человеком. Действительно, когда ко мне на беседу или исповедь приходит особа юного, молодого, среднемолодого возраста с какими-то уголками губ, опущенными вниз, с меж бровкой и перекрестными морщинками, говорящими о многозаботливости, тревоге, страхах, неуверенности. Когда видишь такую, ну не поникшую осанку, но все-таки человека, слегка придавленного грузом неразрешенных проблем, и глаза собираются в кучку, они всегда на мокром месте... «Девушка плачет, жениха все нет, ее утешают, а шарик летит...» И говорит: «Батюшка, сделайте со мной что-то! Может, мне лучше вообще не быть?!»
А. Митрофанова
— Ага, дайте таблетку счастья.
Протоиерей Артемий
— Вы знаете, на вопрос: что делать, чтобы изменилось положение? — я как неисправимый оптимист, человек, верующий в чудо (чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса), говорю: «Дорогие мои друзья, помните, что мотыльки летят на свет. Светить всегда, светить везде — вот лозунг твой и солнца! А где искорки в глазах? — буквально отвечаю вам на вопрос. — А где улыбка, которая, как у Герды, освящает этот холодный мир?» Мужчины только по видимости называют себя сильным полом, на самом деле они зависимы от солнышка. Все интуитивно, инстинктивно ищут такую лучезарную, светлую Василису Премудрую, которая через Берендеев лес пройдет, и Кощею пальцем погрозит, и Соловья-разбойника сдаст в милицию.
А. Митрофанова
— И коня на скаку остановит, и в горящую избу — это тоже туда входит или нет?
Протоиерей Артемий
— Несомненно, в социальный пакет.
А. Ананьев
— Шаговая доступность.
Протоиерей Артемий
— Поэтому я, например, отвечаю на этот вопрос так: «Не мечтайте о будущем! Не думайте, что жизнь это какая-то неуютная жидкая лунность, и некому руку пожать. Но сегодня, как кусочек магния, искритесь энергией созидания, любви. Дарите вашу любовь каждому даже неодушевленному предмету — поливайте герань на подоконнике, улыбнитесь чужому малышу, бабушке склоните на плечо свою головку...» И когда мы действительно научимся отщипывать от себя кусочки и дарить импульсы любви, милосердия, трудов, бескорыстно служа ближним, они, эти самые «летучие голландцы», эти потенциальные женихи, спрятавшиеся в окопах, они вылезут и строем пойдут к нам. Потому что мир задыхается без таких энергических, светлых, созидающих добро и любовь особ.
А. Митрофанова
— Искра в глазах — вот это важно.
А. Ананьев
— Да. И мы с Аллой Митрофановой уже не прячем улыбок, сидим здесь в студии абсолютно счастливые. И я представил себя — я, сорокаоднолетний мужчина — представил себя на месте этой девушки, которая слушает наставления отца Артемия. И знаете, что я почувствовал? Я почувствовал острое желание, просто вот на месте этой девушки, обнять вас, сказать: «Батюшка, ну я ведь такая, ну вы же видите! Вот все эти наставления я знаю. Не советуйте, а помоги мне, найдите мне мужа!» Вот кто-нибудь к вам с такой просьбой... «Вот покажите мне пальцем! Я уже устала ждать, покажите мне пальцем того юношу, который, на ваш взгляд, достоин меня, и я уже готова даже так...»
Протоиерей Артемий
— Вы знаете, священники, конечно, это некий аналог купеческих сватий баб и Бабарих. А был такой, представьте себе, институт социальный в дореволюционной России...
А. Митрофанова
— Очень важный, кстати.
Протоиерей Артемий
— Благочестивые мудрые женщины, которые прекрасно знали Замоскворечье, знали фамилии, знали ситуацию в домах. И как сегодня маклеры подбирают квартиры новоселу будущему, так они, учитывая многие психологические факторы, генетические — проверяли, нет ли падучей в семье, не скряжистая ли мамаша...
А. Ананьев
— Собирали анамнез?
Протоиерей Артемий
— Не сумасшедшая ли бабуся. Вот они соединяли, точнее рекомендовали родителям, которые в этих свадебных хлопотах принимали главенствующее участие. Священник, конечно, если он адекватен и не приписывает себе то, чего у него нет, вот так, методом тыка навряд ли рискнет когда-либо соединять судьбы, учитывая степень доверия пастырскому слову. «Обратите внимание на этого молодого человека... Не покажется ли вам...» — такое, я думаю, уместно. Во всяком случае, я всегда спрашиваю, когда ко мне приходят на предмет венчания: где вы познакомились? И какие разные ответы я слышу. Они как раз подтверждают, дорогие наши слушательницы, дорогие наши женихи, что спасение и близко и возможно. «Батюшка, я спускался вниз по эскалатору в метро „Новокузнецкая“, в самый час пик. И я увидел ее... — тут он переводит взор на эти очаровательные глазки. — Она ехала вверх по эскалатору...»
А. Митрофанова
— Так.
Протоиерей Артемий
— Я тоже говорю: «Так. Но это же десятки тысяч лиц, что вы хотите этим сказать? — Мы увидели друг друга. — Так, а дальше что? — А когда я понял, что это судьба, я перепрыгнул через...»
А. Митрофанова
— В час пик!
Протоиерей Артемий
— «Схватившись за эту лампу какую-то, я перепрыгнул и попросил ее телефон». Вот это удивительно. И нередко сегодня находят друг друга в интернете. Но интернет это только предлог, это только пункт «А», после которого нужно прейти к пункту «Б». Потому что заочное знакомство это еще уравнение с двумя неизвестными.
А. Ананьев
— Все-таки чем дальше, тем больше я понимаю, что браки заключаются не столько на небесах, сколько на лестницах. Мы тоже познакомились на лестнице практически. И вот примерно так, как вы и описываете, батюшка. Мы продолжим разговор о том, как помочь встретиться с будущим мужем или с будущей женой, с нашим дорогим гостем, протоиереем Артемием Владимировым. Это «Семейный час». Мы вернемся через минуту.
А. Ананьев
— Мы продолжаем «Семейный час» на светлом радио. В студии Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Александр Ананьев.
А. Ананьев
— И на наши вопросы отвечает духовник Алексеевского женского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров. И вопрос вот какой у меня сейчас будет. Есть ощущение, что одна из причин того, что сейчас интеллигентнейшие, красивые, ухоженные, воспитанные, состоявшиеся, успешные 30-летние девушки не могут найти себе мужа, заключается в том, что они не сделали этого в 19 лет.
Протоиерей Артемий
— Не совершили какой-то акт безумия.
А. Ананьев
— Абсолютно верно. Они были слишком правильные, да, они не совершили ошибки. Помните как у Ремарка? О, дорогая, для того чтобы любить, надо обладать определенной долей наивности. Так что сохрани вот эту свою наивность... Когда нам 19, мы с легкостью говорим, что да, это на всю жизнь. Это здесь и сейчас. Пойдем, у нас будет восемь детей, лабрадор, и мы будем жить на берегу моря. И они во все это верят искренне, не задумываясь о последствиях. Правда, потом проходит год, все меняется. В большинстве случаев. И вот если не совершить этих ошибок в 19 лет — с одной стороны, это правильно. Но потом ты понимаешь, что тебе уже 30, и решиться становится очень трудно. У нас за плечами уже такой рюкзак каких-то шибок, какого-то понимания, какого-то жизненного опыта. Мы обрастаем какой-то социальной броней. Мы уже похожи на маленькие бэтээры, которые двигаются по жизни...
Протоиерей Артемий
— А в руках у невесты — в одной руке логарифмическая линейка, а в другой штангенциркуль, и она каждого потенциального претендента на ее сердце...
А. Митрофанова
— Начинает измерять.
Протоиерей Артемий
— По двадцати пяти параметрам проверяет. Так что легче в ГИТИС поступить, чем получить ее согласие.
А. Ананьев
— Абсолютно верно.
А. Митрофанова
— Более того, я знаю, когда мужчины видят это (а это же читается в глазах у женщины, особенно когда еще бегущая строка на лбу, что я хочу замуж и рассматриваю вас как кандидата) — мужчины разбегаются. Не потому что даже, ну как сказать, это поведение женское, которое отпугивает, оно настораживает, оно претенциозно сразу по отношению к мужчине...
А. Ананьев
— Да здесь не столько женщины, мужчины же то же самое. Чем он старше становится, тем ему сложнее решиться на отношения. На серьезные отношения. Сложнее решиться завести ребенка, сложнее решиться там изменить что-то в жизни. Он уже слишком опытен, он слишком мудр, он слишком твердо стоит на ногах, чтобы позволить себе какое-то легкое безумство. Или нелегкое безумство.
Протоиерей Артемий
— А все-таки вот я должен признаться, по опыту пастыря, который варится в гуще народной жизни, что Россия не Азия, но и не Европа. И много, много людей, уже даже не юного, не молодого возраста обоих полов, которые подходят к священнику, как к палочке-выручалочке: «Батюшка, помогите мне, я хочу обрести ее — глубокую по душе, благочестивую, работящую, верную...» «Батюшка, где это твердое плечо? — вопрошает человек, — которому я могла бы всецело вверить свою хрупкую жизнь...» И, несмотря на наше постиндустриальное общество с вынесенными мозгами — мы вот с вами сидим здесь, на территории Андреевского монастыря, а рядом здание Академии наук, и вот эти мозги шевелятся на высоте этого здания.
А. Митрофанова
— О да, здание с мозгами.
Протоиерей Артемий
— Все-таки какие-то глубоко вошедшие в наше мышление хорошие стереотипы — девушка на выданье, прекрасный жених — они существуют. Идеал вытравить невозможно из души народа.
А. Митрофанова
— Отец Артемий, скажите, а когда речь идет о таком идеале, не бывает ли завышенных ожиданий? Вот если поговорить с женщинами, как вы себе представляете... Да вот даже психологи рекомендуют (кстати, интересно тоже, как вы к этому относитесь), советуют сформировать картинку в голове: как вы видите вот вашу идеальную семейную жизнь, чтобы ну понимать, к чему стремиться, понимать, кого вам искать в жизни. Чтобы вы сами себя сориентировали, кого, собственно, вы хотите видеть рядом с собой. Для женщин сразу такой набор параметров. Ну раньше это было: «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил» — там по-моему так, что-то там «тещу мамой называл» — какая-то песня есть безумная из 80-х годов. А сейчас это, ну как сказать, гораздо более серьезные требования и критерии: важно, чтобы мужчина мог обеспечить семью, чтобы он был атлетом, чтобы у него было несколько там высших образований...
А. Ананьев
— Похоже на объявление вакансии открытой. В крупную компанию.
А. Митрофанова
— Ну да, в крупную компанию требуется секретарь, а дальше набор параметров — то есть там пять языков...
А. Ананьев
— Коммуникабельность, два языка...
А. Митрофанова
— Да, полеты в космос, желательно.
А. Ананьев
— Образование гуманитарное.
А. Митрофанова
— Вот такие требования, которые на самом деле... Да, и при этом, чтобы у него было несколько своих бизнес-проектов, а еще лучше, чтобы он был инвестором. И при этом чтобы он колоссально много внимания уделял жене и проводил время с детьми дома. То есть это по определению какие-то несовместимые друг с другом качества и типы личности, или там особенности личности.
Протоиерей Артемий
— Такой фоторобот, которого нет ни на небе, ни на земле.
А. Митрофанова
— Да, вот если быть реалистами. Может быть, в этом еще сложность? Не знаю. И то же самое, я почитала, что мужчинам рекомендуют, когда они формулируют запрос, какую женщину хотят рядом с собой видеть. Она должна быть фотомоделью, у нее должно быть два-три тоже высших образования. Она должна там владеть иностранным языками — то есть быть умна. И при этом она должна быть прекрасна во всех других, каких-то вот таких вот женских своих проявлениях. И при этом чтобы она была успешна, и чтобы пятеро детей могла потянуть и так далее. И это тоже какие-то критерии, которые... Ну то есть завышенные ожидания. Вот если суммировать весь этот сумбур, который я сейчас наговорила, завышенные ожидания — насколько это типичная история для людей, которые вот 30+ и пытаются создать семью?
Протоиерей Артемий
— Действительно, большей частью человеческое сердце будущим живет, настоящее уныло, что прошло, еще не мило. И такой мираж, окутывая сознание, может быть, приводит к тому, что люди проходят мимо друг друга, хотя, наверное, они и вполне бы образовали собою полноту. Вместе с тем, если взять программу-минимум, то иногда я слышу: «Батюшка, для меня самое главное —верность и надежность в нем, чтобы он был верен своему избранию, и чтобы не напоминал какое-то топкое болото. Чтобы он стоял на капитанском мостике — ни шагу назад, позади Москва». Я бы добавил, что сегодня, наверное, эгоизм, неумение выйти из-за скорлупы, в которую ты облечен, неумение подмечать, внимать, угадывать настроение тебе дорогого человека, неумение служить ему. Вот, наверное, все-таки самое главное из перечисленного нами — это понимание, готовность, не только мысленная, но жизненная готовность служить тому целому, которое именуется семьей. Там где векторы молодых людей настроены на сохранение целостности семьи, на ее укрепление, фундамента, созидание кровли — все восполняется, при наших каких-то индивидуальных особенностях и погрешностях. И, безусловно, картинка, вами нарисованная, завораживает, и в мире встречаются и такие чудеса. Хотя ведь очень часто бывает, что милая женушка взращивает из своего избранника лидера — кто был ничем, тот станет многим под ее мудрым, ну если не водительством, то такой мягкой силы. И может быть, особая проблема, к ней мы еще вернемся, когда состоявшийся, средних лет муженек, буквально на руках выпестованный и смоделированный своей супругой, инициативной и сильной, забывает, кому и чем он ей обязан. И иногда свешает такое вероломство, которому и прощения-то трудно подыскать.
А. Ананьев
— Отец Артемий, я не понял вот чего: так ранний брак — это все-таки хорошо или надо все-таки дождаться какой-то зрелости и опыта?
Протоиерей Артемий
— Судьбы человеческие уникальны и непостижимы. И, видимо, важна среда. Если есть среда, в которой заключаются эти ранние браки — скажем, любящие друг друга мама и папа, за плечами которых уже 25 прожитых лет, и много братиков и сестричек. И опыт показывает, что если встречаются Ромео и Джульетта вот из таких кланов, где уже есть некая среда, некое русло, некая атмосфера самодостаточная...
А. Митрофанова
— Чего тянуть тогда.
Протоиерей Артемий
— То находясь в этом мире, они не потеряются. И их неудачи, их какие-то отступления и падения будут вовремя уврачеваны. Если же нет этого щадящего социума, и молодежь, выдернутая из гнезд, обретает свое единство — нужны исключительные с их стороны нравственная цельность, воцерковленность — не как внешняя причастность храму, но как какое-то тепло душ, где есть место и смирению, и любви, чтобы брак этот выдержал испытание временем.
А. Митрофанова
— То есть правила какого-то общего не существует, все очень индивидуально.
Протоиерей Артемий
— Дело в том, что наше общество сейчас это не Российская империя — с сословиями, с устоявшимися раз навсегда обыкновениями, условностями, вошедшими в абсолют. Сейчас общество это какая-то банка Лейдена с броуновскими частицами, эти частицы движутся хаотично...
А. Митрофанова
— Не без этого.
Протоиерей Артемий
— И чтобы (я слаб в физике) протон, нейтрон, вот они соединились в ядро, естественные силы этому помогают, но важно, чтобы не наступило время распада. Конечно, Церковь, храм, как «мой дом — моя крепость». Конечно, в идеале — священник, духовник, который будет принимать на себя отчасти удары индивидуализма болезненного, который будет и буфером, и одновременно проводником Божественной благодати, врачующей все эти множественные раны и изъяны. Без скрепляющей Божественной благодати сегодня трудно думать о семейном счастье.
А. Митрофанова
— Очень это глубокая история, отец Артемий, то что вы говорите. Безусловно, присутствие в отношениях Господа Бога это очень важно. Но вы знаете, то я очень часто слышала, поскольку, ну мы же, журналисты, общаемся с разными людьми, и в том числе с психологами, что какую тенденцию они сегодня отмечают. Люди, у которых (и вы сейчас тоже об этом сказали) есть сложности в отношениях родителей — либо между мамой или папой, либо человек, у которого с мамой или папой не выстроены отношения, ему очень сложно создать свою семью. Вот он либо ее уже создал, и там какие-то свои серьезные сложности, проблемы. Либо в его жизнь приходят, и он до сих пор одинок, да, и в его жизнь все время приходит не те люди. Потому что если с мамой или папой нарушена связь, то тогда что-то не то мы начинаем транслировать в пространство...
Протоиерей Артемий
— Да.
А. Митрофанова
— И не те люди появляются в нашей жизни. Как это работает?
Протоиерей Артемий
— Да. Психологи все тонко чувствуют. Иногда они, может быть, не добираются до мистической глубины...
А. Митрофанова
— До духовного уровня, да.
Протоиерей Артемий
— Но я для себя однозначно сделал такой вывод: если у тебя не хватает ума, культуры, любви, понимания, даже чувства самосохранения, чтобы выйти на теплое, уважительное, спокойное, мирное, созидающее общение с родителями... Родители не ангелы, родителей не выбирают, родители, как и наши внуки, гиперактивны бывают, иногда им не хватает деликатности, у них много собственничества, они живые люди. Но ты — молодой, красивый и здоровый — должен чувствовать эту пуповину: чти отца и матерь твою, чтобы у тебя все сложилось хорошо, и чтобы счастье твое было долговечно. Так вот, если ты постоянно в контрах, если это какая-то перманентная зона конфликтности, если ты сражаешься с родителями, как боксер на ринге с спортсменами высокой категории, то трудно надеяться на обретение гармонии в твоей личной жизни. Если ты почтительный сын или ты любящая, мудрая, милая дочь — скатертью дорожка, теплый ветер Божественной благодати наполняет алые паруса твоей бригантины. Но есть еще проблема: когда мамочка клеится к сыночку, как к листочку; когда мамочка идет, словно тень, за своей дочкой; когда мамочка настолько врастает в жизнь сладкого чада, что не сынуля женится, а это мама обретает половинку — вот тут часто бывает, что самые хорошие, милые мамы, просто как, простите меня, пугало в огороде ворон отпугивает — не дает даже никому из женихов приступить к дочке. И это тоже определенная психологическая проблема.
А. Ананьев
— А стыдно ли хотеть выйти замуж или хотеть жениться? Вообще такая постановка вопроса.
Протоиерей Артемий
— Это похвально и замечательно. Особенно если это вызов современному миру, который, ведя войну с биологическим видом человека, там где-то в Голландии или в Норвегии крутит пальцем у виска. Это вечный зов нашей природы. Это соответствие той миссии, ради которой ты воззван в бытию. Не всем быть патриархами, не всем быть игуменьями. И в этом смысле поиск своей половинки, ощущение своей предназначенности, желание осуществить, реализовать те таланты, которые вложены в тебя — это, конечно, Божий зов. И все, что под вектором созидания, то приветствуется.
А. Ананьев
— Вы слушаете «Семейный час» на светлом радио. В студии Алла Митрофанова и Александр Ананьев. И на наши вопросы сегодня отвечает духовник Алексеевского женского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий
— Заметьте, что Александр, Алла, Артемий — три «А».
А. Митрофанова
— Прекрасно.
Протоиерей Артемий
— Если наши передачи будут востребованы — у кого-то там «Три Тэ», а у нас «Три А» — предлагаю запатентовать.
А. Митрофанова
— Принимается.
А. Ананьев
— Да, определенно. И вы сейчас, батюшка, дали довольно парадоксальный ответ. Дело в том, что у меня было ощущение, что вы сейчас, как мудрый пастырь, скажете: да конечно же, нет, вы должны заниматься собой, вы должны научиться быть счастливой сама по себе. Вы должны быть самостоятельным, состоявшимся, успешным, счастливым человеком. Сам Господь вам все дал для того, чтобы вы были счастливой. Почему вы ходите по городу с потерянными глазами и говорите, что я ищу мужа, я ищу жену... Как будто вы ключи потеряли и ходите, ищете ключи. Вот так по жизни она ходит и ищет мужа. А может быть, проблема в том, что у нее на лице написано, что она ходит и ищет мужа? И тебе не хочется быть ключами, которые сначала потеряли и потом нашли. А вот если ты встречаешь во время какой-нибудь конференции в каком-нибудь роскошном отеле, возле красивой лестницы с красными коврами, прекрасную, счастливую, состоявшуюся молодую женщину — и ты понимаешь, что какое счастье, что ты ее встретил, пусть она будет твоей женой. Но у нее не было в глазах...
Протоиерей Артемий
— На красной лестнице — ах!
А. Ананьев
— Вот чего я боюсь, я боюсь этого выражения в глазах — такая вот, знаете, табличка: «Срочно ищу мужа».
А. Митрофанова
— Вот это та самая тоска вместо искр.
Протоиерей Артемий
— Да. Ну трудно укорять человека, который говорит и произносит это тургеневское: «Мисюсь, где ты?» «Я спросил у ясеня, где моя любимая...» Мы не будем бороться с основными законами естества. Но в глубинах души я согласен с вашим полуироничным, полусерьезным замечанием. Почему, потому что самое высокое предназначение человека, созданного по образу и подобию Божию — иметь за пазухой Христа, светить Его благодатью, быть сосудом Духа Святого. Мужчина и женщина совершенно в этом друг от друг не отличаются. И если ты раскрываешь свое сердце навстречу Небесному Отцу, если Его покой и мир, и кротость, и смирение, и тишина, и радость о Воскресшем Христе осеняют тебя (то есть ты не просто социально самодостаточен — интегрировался в хрустальный мир Газпрома в свои 28 лет), но если ты духовно действительно обрел Небесное Отечество, и Спаситель дарует тебе эту внутреннюю полноту преизливающуюся, так что ты уже способен делиться с окружающими любовью, то тогда-то... «И тогда наверняка вдруг запляшут облака...» И тогда действительно к этому человеку, в котором сияет образ Божий, действительно, — курлы-курлы — полетят журавли, и пионеры пройдут строем, честь отдадут, и самолеты пролетят...
А. Ананьев
— Я сейчас чувствую, как тысячи слушательниц сделали радио «Вера» погромче и ждут какой-то конкретики. Ну например: «Я ходила в районную библиотеку, надеясь там встретить мужа — не встретила. Я хожу в наш храм, надеясь в числе прихожан увидеть светлое лицо своего будущего мужа — не встретила. Я ходила на выставку Кандинского, которую проводили в нашем городе...»
Протоиерей Артемий
— Сейчас Мунка выставляют норвежского.
А. Ананьев
— А на Мунка я бы не советовал ходить, туда ходят, в общем, люди глубоко нечастные. На Мунка можно сходить, просто чтобы получить удовольствие, но мужей там... Вопрос: «Может быть, я не туда хожу? Батюшка, а где водятся мужья?»
А. Митрофанова
— А жен, кстати, это... В смысле мужчин это касается? Тут такой же точно вопрос: «Батюшка, я ходил в библиотеку, ходил на Мунка — и нигде ее не нашел».
Протоиерей Артемий
— Да-да. И конечно, как я для себя вижу скрещивание судеб, когда параллельные прямые вдруг соприкоснулись, может свершиться неизвестно где — в «Ашане» или в очереди в место для приятного уединения — везде и всюду свершается эта тайна единения душ. Но рецепт все-таки, как батюшка, я дать могу и обязан.
А. Митрофанова
— Давайте!
Протоиерей Артемий
— Предлагаю с сегодняшнего вечера всем, кто в нем, в этом «Семейном часе» участвует и заинтересован в том, чтобы единичка превратилась в десяточку, натуральное число, хочет встретить спутника жизни, предлагаю вместе с собой маленький благочестивый подвиг. Если не замучил только остеохондроз и соли не отложились безнадежно в коленочках и в бедренных суставах, давайте с вами утром и вечером будем делать по три земных поклончика. Это так было в старину: батюшка где-то на берегу синего моря и тот, кто вступает с ним в духовный конкордат. Перекрестить себя благочестиво, опуститься на коленочки, склониться, встать — три утром, три вечером. И сердечный импульс на каждый поклон: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы и всех святых, исполни сокровенное желание мое!» Речь идет о хорошем — о семейной жизни, соответственно, материнстве, отцовстве. Сегодня вечером начинаем. И, конечно, ждем ваших писем. Потому что я совершенно убежден, что если вся страна — я, ты, он, она — сейчас начнет так тихонечко Всевышнего молить о даровании встречи, то думаю, что наша радиостанция «Вера», нужно будет добавить к нему еще и надежду, и любовь, то есть все состоится.
А. Ананьев
— Дай Бог! Сколько людей заслуживают счастья — я даже не могу себе представить. Однако возвращаясь к прозе и конкретике. Скажите, пожалуйста, вы как пастырь, наверное, взглянув на молодую или не очень молодую пару, поговорив с ними, прекрасно понимаете себе перспективы этих двоих?
Протоиерей Артемий
— Я не сторукая богиня Кали и не осьминог. Взор мой не простирается, как у цыганского барона: дальняя дорога, казенный дом, блондин, черный ботинок... На уровне интуиции, на уровне желания счастья молодым — всегда верю, что Божия благодать восполнит недостающее. Конечно, в меру опытности, ты можешь догадываться о каких-то сложностях психологических. Видишь, например, такие желваки у жениха, такое устройство подбородка, вот нижней части лица, видишь такую упертость и какую-то такую инерцию — думаешь: да, будет нелегко с Иван Ивановичем... «Я сказал! Ты виновата тем, что хочется мне кушать...» Но считаю что женская природа настолько креативна, настолько богата. Умная женушка, она и психолог, и терапевт, она и массовик-затейник. В среднем на то, чтобы довести среднестатистического жениха до состояния идеального мужа, требуется немного — 36 лет. У меня сейчас как раз заканчивается этот период.
А. Ананьев
— Другими словами, вера в женскую мудрость не позволяет протоиерею Артемию Владимирову отказывать в благословении тем, кто приходит за благословением на брак.
Протоиерей Артемий
— Если люди желают хорошего и доброго, священник не занимается расстановками, люди это не фишки. Поэтому Божие благословение снисходит свыше, оно ложится на состоявшиеся намерения. Но как человек батюшка, конечно, всегда высказывается за то, чтобы, в меру желания самой молодой семьи, быть рядом, помогать ей такими занятными историями и не лишенными глубины и психологическими размышлениями, которые, я убежден, сделают эту передачу (не люблю английских слов — два топа, три прихлопа) топовой этим летом 2019 года.
А. Ананьев
— Еще один конкретный вопрос, раз у нас осталась еще пара минут. Мы с Аллой приняли решение о том чтобы пожениться через полгода после знакомства. И она спросила меня, не слишком ли мы торопимся. На что, я помню, ответил: по-моему, мы затянули.
А. Митрофанова
— Непростительно затянули, ты сказал.
А. Ананьев
— Непростительно затянули. Сколько вы бы посоветовали людям присматриваться друг к другу, прежде чем принимать решение столь серьезное, на всю жизнь?
Протоиерей Артемий
— Хорошо бы к нам еще присмотрелись наши родители — они нам плохого не пожелают. Помнится, когда я, совершенно зеленый, неоперившийся птенец, молоко на губах не обсохло, 22-летний, правда, уже с дипломом филолога в кармане, решился сделать предложение своей избраннице (ныне это матушка Елена), то направил стопы к духовнику. По счастью, он у меня уже тогда появился. Лет пять у меня уже был батюшка, очень мудрый, сам он был чуть ли не четырнадцатым ребенком в своей семье.
А. Митрофанова
— Ничего себе.
Протоиерей Артемий
— И когда я рассказал ему: «Батюшка, вот как бы вам сказать... Елена, которую вы крестили, она, в общем... — Что, полюбили друг друга? — Ну как бы... да... Батюшка, как вы теперь нам скажете, благословите... — Я ничего не могу вам сказать и благословить вас, покуда вы не обратитесь к родителям с обеих сторон, и они не скажут свое слово. И они если дадут вам свое добро и благословение, то священническое восполнит его». Ну я с матушкой будущей сидел пять лет на скамье (не подсудимых, а Московского университета, филологического факультета) — это был неплохой срок для принятия ответственного решения.
А. Ананьев
— Ну это очень мудрое замечание, действительно, обратиться за благословением к родителям. А почему-то в современном обществе это выпадает. Вопросов у нас осталось больше, чем ответов...
А. Митрофанова
— О да.
А. Ананьев
— А удовольствие от общения с вами, оно просто безгранично. Поэтому мы надеемся, что мы продолжим разговор совсем скоро.
Протоиерей Артемий
— А если бы я был добрым каким-то кудесником, я бы раздвинул временные рамки нашего эфира — ведь сознание видоизменяет бытие. Но сейчас я еще придержу свое желание и силу. Будем встраиваться в земные условности.
А. Ананьев
— Я очень надеюсь, что советы нашего дорогого гостя помогут вам найти свое и быть счастливыми.
Протоиерей Артемий
— А поклоны начинаем делать сегодня.
А. Ананьев
— Сегодня, да.
А. Митрофанова
— Все запомнили? Прямо надо записать. Но при этом выражение: на Бога надейся, а сам не плошай...
Протоиерей Артемий
— Остается в силу.
А. Митрофанова
— В силе.
А. Ананьев
— Сегодня мы беседовали с нашим гостем, духовником Алексеевского женского монастыря, протоиереем Артемием Владимировым. Спасибо, батюшка.
Протоиерей Артемий
— Благодарю вас. Между прочим, если говорить о рангах, то я еще и педагог, и член Союза писателей России.
А. Ананьев
— Ура! Троекратное. С вами была Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Александр Ананьев.
А. Ананьев
— До новых встреч.
А. Митрофанова
— До свидания.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Искреннее служение в Церкви, безусловно, приносит радость. Но мир наш так устроен, что даже самое хорошее дело испытывает на себе влияние зла, существующего не само по себе, а как неправильное проявление свободной воли человека. И огромная мудрость состоит в том, чтобы бороться именно со злом, а не с людьми. Об этом в отрывке из 5-й и 6-й глав первого послания к Тимофею рассуждает апостол Павел. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Святой Тимофей, первый епископ малоазийского города Эфеса, был одним из самых верных учеников апостола Павла. И Павел, видя искренность Тимофея, его горячее желание служить Церкви Божией, поставил его руководить очень непростой, но в миссионерском плане перспективной общиной Эфеса. Тимофею тут, конечно, пришлось несладко. Молодому епископу нужно было постоянно преодолевать трудности, улаживать нестроения в жизни порученной ему церкви.
Кто только ни доставлял беспокойств Тимофею! Среди эфесских христиан имелись: любители устраивать споры и ссоры, греховные мечтатели, желавшие вернуть прежние языческие порядки жизни, капризные вдовы, тщеславные проповедники. Список можно продолжать и дальше. И, конечно, от такой нагрузки немудрено было впасть в уныние. Апостол Павел понимал, что верного ученика необходимо поддержать. Поэтому направил ему послание, в котором даёт много полезных советов Тимофею.
Призывает Павел молодого епископа не поставлять новых служителей Церкви без предварительного испытания. Сам апостол неоднократно сталкивался с тем, как люди, загоревшись сначала верой, потом быстро угасали. Разочаровавшись в собственном служении, они затем начинали вредить общей репутации Церкви. И Павел призывает Тимофея смотреть больше не на слова, а на поступки людей. И поставлять на служение только тех, кто больше делает, а не говорит.
Среди эфесских христиан были люди различного происхождения. В том числе, и рабы. Апостол, безусловно, выступал за здоровую общественную свободу, но он понимал также, что отмены рабства можно добиться только мирным, постепенным образом. Революция же приведёт к раздраю и появлению новых, ещё более серьёзных изъянов общественной жизни. Потому Павел и призывает рабов-христиан уважать хозяев. Даже язычников. А господ-христиан апостол просит заботиться о рабах и, если есть такая возможность, отпускать их на свободу.
Ещё одна проблема, терзавшая изнутри Эфесскую церковь, состояла в том, что некоторые из местных христиан любили спорить, ссориться. Эту свою страсть они прикрывали стремлением защитить веру от различных искажений. Однако апостол прямо говорит, что скандальное поведение не только никого и ничего не защищает, но только разрушает всё вокруг. Потому что нельзя отстаивать чистоту веры, если ты не любишь людей.
Призывает Павел Тимофея, а через него и всех эфесских христиан, удаляться от роскоши, довольствоваться необходимым. И дело не только в том, что большие деньги часто служат источником для различных страстей. Так бывает, что богатство одного человека существует за счёт многих окружающих его людей. Один богатеет, а другие из-за него беднеют. Павел не выступал против того, чтобы люди жили достойно, если они зарабатывают деньги честно. Он обличал богатство, нажитое греховным образом и служащее источником для порочного образа жизни.
Приведённые советы апостола Павла актуальны и для наших дней. Давайте же учиться мудрости у великого ученика Христова. И благодать Божия будет неотступно присутствовать в наших жизнях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие города в Древней Руси». Анастасия Федорина
У нас в студии была научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Анастасия Федорина.
Разговор шел об истории развития древнерусского города и его окрестностей на примере Владимира и Суздаля, как формировались и росли большие села и какое место в жизни людей играли храмы и монастыри.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер