Среди указаний, которые Господь дал еврейскому народу через пророка Моисея в книгах Ветхого Завета, есть повеление оставлять на полях остатки урожая. Второзаконие предписывает не возвращаться на поле за забытым снопом, не обивать тщательно плоды маслины и не усердствовать чрезмерно, собирая виноград. Вторит ему и Левит, запрещая жать хлеб до края поля и собирать упавшие с деревьев плоды. Священное писание ясно указывает, что оставленное на полях поможет пропитаться странникам, сиротам и вдовам. Устами пророка Бог призывает иудеев вспомнить, что они сами терпели нужду в египетском плену, и быть милосердными к бедным.
Были ли подобные правила у других народов на Ближнем Востоке во времена Ветхого Завета? Исторические документы, обнаруженные группой археологов из Пенсильванского университета США в начале двадцатого века на территории Ирака, позволили дать положительный ответ на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
Исследуя обширную территорию к востоку от реки Тигр, американские археологи обнаружили развалины древнего города Нузи. Его населяли хурриты, или, иначе, хорреи, на протяжении веков соседствовавшие с евреями. На раскопках Нузи был найден богатый архив древних рукописей. Глиняные таблички, датированные пятнадцатым столетием до Рождества Христова, оказались государственными документами и частными письмами жителей. Эти рукописи позволили ученым составить представление о законах и обычаях хурритского общества. Несколько табличек оказались посвящены земледелию, и в тексте на одной из них разъяснялась необходимость оставлять на поле часть урожая. Вот только своей целью хурриты, в отличие от иудеев, ставили не помощь нуждающимся, а принесение жертвы богу плодородия Кумарби!
Американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, проанализировали социальную значимость библейского повеления в опубликованном в 2005 году «Библейском культурно-историческом комментарии» и привели пример исполнения этого закона из более позднего произведения Ветхого Завета — книги «Руфь».
Комментарий эксперта:
Руфью звали праведницу, которая после смерти мужа не оставила свою свекровь Ноеминь в бедственном положении, а разделила с ней все трудности. Женщинам, оставшимся без мужского покровительства, в Древнем Израиле прокормиться было очень нелегко. Руфь подбирала на чужом поле колосья, оброненные жнецами, и этими зёрнами питала себя и Ноеминь. Хозяином одного такого поля был состоятельный израильтянин Вооз, дальний родственник Ноемини. Этот человек постиг глубинную суть предписания оставлять часть урожая на полях — из сострадания к неимущим женщинам он не только позволял собирать случайно упавшие колосья, но велел жнецам специально оставлять их для Руфи.
Праведница Руфь, ставшая прародительницей царя Давида и вошедшая в родословие Иисуса Христа, выжила в стесненных обстоятельствах благодаря библейскому повелению оставлять для нуждающихся часть дарованных Богом плодов — предписанию, которого, как выяснили ученые, не было больше ни в одном законодательстве древнего Ближнего Востока.
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM