
Фото: Aaron Burden/Unsplash
После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основу нравственности. Но если заповеди понятны большинству современных людей, то некоторые иные предписания Моисеева закона в наши дни часто вызывают недоумение. Как объяснить, к примеру, такой запрет из книги «Второзаконие»: «Не ставь себе столба, что ненавидит Господь твой»? О каких столбах здесь идет речь?
Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия, совершённые в двадцатом веке на территории Израиля.
Комментарий эксперта:
В 1902 году экспедиция Палестинского исследовательского фонда под руководством Роберта Макалистера, проводя в тридцати километрах от Иерусалима раскопки древнего города-государства Гезера, обнаружила остатки языческого святилища. Вокруг открытого резервуара с прямоугольным углублением на дне располагалось десять каменных столбов, украшенных изображениями воздетых рук. Здесь же археологи нашли многочисленные кости животных — они могли быть принесены в жертву главному ханаанскому божеству, Ваалу. Кроме того, неподалёку от капища учёных ждала еще одна жуткая находка — останки новорождённых младенцев в глиняных кувшинах. По всей видимости, жители Гезера практиковали и человеческие жертвоприношения.
Аналогичная картина предстала экспедиции под руководством израильского археолога Иегуэля Ядина в середине пятидесятых годов двадцатого века при раскопках холма Тель-Хацор на севере Израиля. Город Хацор был политическим и торговым Ханаана задолго до Исхода израильтян из Египта. Здесь, на территории языческого храма, был обнаружен каменный резервуар — в этом случае круглый, окружённый столбами. Ученые предположили, что каменные столбы обозначали место поклонения, а резервуар служил для омовения жертв или для собирания крови после их заклания.
Предположения ученых о культовом значении столбов в Ханаане подтвердились после того, как были систематизированы результаты раскопок холма Рас-Шамра на территории современной Сирии. Научные работы, проходившие здесь с 1929 по 1963 годы, дали подробную информацию о еще одном древнем ближневосточном городе-государстве — Угарите. Раскопки вскрыли обширную библиотеку. Найденные археологами таблички с записями на неизвестном ранее западно семитском языке, получившем в дальнейшем название «угаритский», содержали немало сведений о религии города-государства.
Комментарий эксперта:
Верования Угарита оказались необычайно схожи с культами, практиковавшимися в соседнем Ханаане. Наиболее важная роль здесь также принадлежала громовержцу Ваалу и богине плодородия Астарте. Найденные учеными документы рассказали о церемониях поклонения этим идолам. Грубо-чувственный характер религии предполагал совершение оргий и кровавых жертвоприношений, в том числе и человеческих. Обряды, как правило, проводились возле специально установленных каменных столбов, считавшихся обиталищем духов.
Библейская Третья книга Царств содержит рассказ о том, как израильский царь Соломон в десятом веке до Рождества построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу. В седьмой главе подробно описаны архитектурные детали великолепного сооружения, в том числе два богато украшенных медных столба, установленные в притворе. Священное Писание сообщает при этом, что Соломон нарек столбам имена — Иахин и Воаз. Казалось бы, это явное нарушение запрета из книги Второзаконие. Отчего же Бог не наказал израильского царя?
Выдающийся библеист девятнадцатого века Александр Лопухин объясняет это тем, что столбы Соломона имели не культовое, а символическое значение. Данные им имена в переводе с древнееврейского означают «исправление» и «крепость». Тем самым мудрый правитель хотел показать, что с появлением храма израильский народ исправится, не станет больше уклоняться от Создателя, а наоборот, укрепится в вере в Его всемогущество и милосердие.
Столбы имели для израильтян богопротивный смысл, когда они были связаны с языческими культами — и понять это помогли археологические открытия.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!