Верхотурье. Многие, пожалуй, и не слыхивали о городе с этим названием. А между тем в свое время Верхотурье назвали воротами в Сибирь. Это одновременно и самый старый, и самый малочисленный город в Свердловской области.
Называли город еще и «денежной мошной», и «местом святого паломничества», и «тюремным городом». Впрочем, обо всем по порядку.
Основан город был в 1598 году на бабиновском тракте, чтобы контролировать торговые пути и защищать речные и сухопутные караваны от нападения на них многочисленных местных племен. И с тех пор два с половиною века бабиновский тракт длинною в 273 версты был единственным путем, ведущим за Урал. По тракту везли в ссылку протопопа Аввакума, да не его одного. Через Верхотурье проходили исследовательские экспедиции Беринга и Хабарова…
Воеводами же сюда ставили только представителей знатных родов, близких родственников царя – Пожарских, Милославских, Пушкиных. Воевода владел печатью с гравированной надписью: «Печать государева. Сибирские земли. Город Верхотурье». Да и сам тракт получил второе название – «Государева дорога».
Постепенно город стал «денежной мошной государства», ибо здесь находилась таможня, и собирались налоги. Пушнина, золото, алмазы –– все богатства Сибири текли в Россию (и далее в Европу) через Верхотурье. Город богател на глазах.
Но все проходит. В середине XVIII века гораздо южнее наладили более удобный путь в Сибирь, и тракт, а вместе с ним и город утратили свое значение. Однако к тому времени Верхотурье уже стало «духовной столицей» Урала. За три столетия в городе построены Кремль (кстати, очень красивый, хотя и самый маленький в России), мужской Николаевский, построенный про приказу царя Бориса Годунова, и женский Покровский монастырь, первый женский монастырь за Уралом.
Крестовоздвиженский собор, что в Николаевском монастыре, мог вместить 10 тысяч верующих. И это при том, что до революции все население Верхотурья не превышало 3-х с половиною тысяч жителей. Это третий по вместительности храм России, уступающий только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.
В том же Николаевском монастыре высятся Симеоно-Аннинская надвратная и Преображенская церкви. В Покровском – церкви Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В Кремле – Троицкий собор. И мы перечислили далеко не все.
А в силу того, что в городе практически нет промышленности, здесь прекрасно сохранилась гражданская архитектура, попросту говоря – старинные жилые дома.
Ныне же в Крестовоздвиженском соборе хранится главная святыня Верхотурья: благоухающие мощи святого праведного всея Сибири чудотворца Симеона Верхотурского – покровителя рыбаков.
Симеон родился в начале XVII века в богатой дворянской семье. Однако же после смерти родителей, движимый любовью к богу, отправился отшельничать за Уральские горы. В сельце Меркушино, в 50 верстах от Верхотурья, Симеон остановился. Он любил уединение, и жил рыбалкой да пошивом шапок. Прожил всего 40 лет, похоронен на сельском погосте. И вроде забыли про тихого праведника, но через 50 лет на погосте стал «восходить из земли» гроб с его нетленными останками. Мощи благоухали. Вскоре от них исцелился разбитый параличом человек, последовали и другие исцеления. Симеона объявили святым. К святым мощам шли тысячи паломников, город приобрел славу «Уральского Иерусалима».
Поток паломников возобновился вновь, с обретением мощей в конце 80-х годов прошлого века. Верхотурье вновь становится «Уральским Иерусалимом».И не зря. Достаточно сказать, что Троицкий собор включен ЮНЕСКО в сотню самых значительных архитектурных памятников мира.
Впрочем, это все трудно описать, это нужно видеть самому. Оно того стоит.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия