Верхотурье. Многие, пожалуй, и не слыхивали о городе с этим названием. А между тем в свое время Верхотурье назвали воротами в Сибирь. Это одновременно и самый старый, и самый малочисленный город в Свердловской области.
Называли город еще и «денежной мошной», и «местом святого паломничества», и «тюремным городом». Впрочем, обо всем по порядку.
Основан город был в 1598 году на бабиновском тракте, чтобы контролировать торговые пути и защищать речные и сухопутные караваны от нападения на них многочисленных местных племен. И с тех пор два с половиною века бабиновский тракт длинною в 273 версты был единственным путем, ведущим за Урал. По тракту везли в ссылку протопопа Аввакума, да не его одного. Через Верхотурье проходили исследовательские экспедиции Беринга и Хабарова…
Воеводами же сюда ставили только представителей знатных родов, близких родственников царя – Пожарских, Милославских, Пушкиных. Воевода владел печатью с гравированной надписью: «Печать государева. Сибирские земли. Город Верхотурье». Да и сам тракт получил второе название – «Государева дорога».
Постепенно город стал «денежной мошной государства», ибо здесь находилась таможня, и собирались налоги. Пушнина, золото, алмазы –– все богатства Сибири текли в Россию (и далее в Европу) через Верхотурье. Город богател на глазах.
Но все проходит. В середине XVIII века гораздо южнее наладили более удобный путь в Сибирь, и тракт, а вместе с ним и город утратили свое значение. Однако к тому времени Верхотурье уже стало «духовной столицей» Урала. За три столетия в городе построены Кремль (кстати, очень красивый, хотя и самый маленький в России), мужской Николаевский, построенный про приказу царя Бориса Годунова, и женский Покровский монастырь, первый женский монастырь за Уралом.
Крестовоздвиженский собор, что в Николаевском монастыре, мог вместить 10 тысяч верующих. И это при том, что до революции все население Верхотурья не превышало 3-х с половиною тысяч жителей. Это третий по вместительности храм России, уступающий только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.
В том же Николаевском монастыре высятся Симеоно-Аннинская надвратная и Преображенская церкви. В Покровском – церкви Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В Кремле – Троицкий собор. И мы перечислили далеко не все.
А в силу того, что в городе практически нет промышленности, здесь прекрасно сохранилась гражданская архитектура, попросту говоря – старинные жилые дома.
Ныне же в Крестовоздвиженском соборе хранится главная святыня Верхотурья: благоухающие мощи святого праведного всея Сибири чудотворца Симеона Верхотурского – покровителя рыбаков.
Симеон родился в начале XVII века в богатой дворянской семье. Однако же после смерти родителей, движимый любовью к богу, отправился отшельничать за Уральские горы. В сельце Меркушино, в 50 верстах от Верхотурья, Симеон остановился. Он любил уединение, и жил рыбалкой да пошивом шапок. Прожил всего 40 лет, похоронен на сельском погосте. И вроде забыли про тихого праведника, но через 50 лет на погосте стал «восходить из земли» гроб с его нетленными останками. Мощи благоухали. Вскоре от них исцелился разбитый параличом человек, последовали и другие исцеления. Симеона объявили святым. К святым мощам шли тысячи паломников, город приобрел славу «Уральского Иерусалима».
Поток паломников возобновился вновь, с обретением мощей в конце 80-х годов прошлого века. Верхотурье вновь становится «Уральским Иерусалимом».И не зря. Достаточно сказать, что Троицкий собор включен ЮНЕСКО в сотню самых значительных архитектурных памятников мира.
Впрочем, это все трудно описать, это нужно видеть самому. Оно того стоит.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер