В десятом веке до Рождества Христова израильский царь Давид сделал Иерусалим столицей своих владений. Политическое решение мудрый монарх утвердил сакральным действом — в город, получивший главенство, была доставлена величайшая иудейская святыня, Ковчег Завета. Золочёный ларь, внутри которого хранились каменные скрижали с десятью заповедями и другие реликвии, много километров несли на своих плечах иудейские священники. На протяжении всего пути каждые шесть шагов совершались жертвоприношения. Сам царь, одетый в простой льняной хитон, скакал перед Ковчегом, распевая молитвы.
Что означала эта пляска? Был ли это ритуальный танец, или царь Давид от избытка сердца выплеснул свой восторг? На этот вопрос попыталась ответить группа американских ученых из Чикаго, Миссури и Висконсина, сделав сравнительный анализ исторических документов и рассказа Второй библейской книги Царств. Свои выводы профессор древнееврейского языка Джон Уолтон, религиовед Виктор Мэтьюз и профессор истории Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместной работе под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Согласно хеттским, месопотамским и египетским летописям, пляски в древности на Ближнем Востоке носили преимущественно ритуальный характер. Праздничные танцы напоминали современные народные и заключались в согласованных движениях группы людей. Иногда профессиональные танцоры устраивали целые представления, напоминающие балет. Солисты исполняли вращения, прыжки, поддержки и акробатические номера. В ритуальной обстановке танцевали не только специально обученные профессионалы, но и священники. Один из хеттских религиозных праздников включал обязательную пляску царицы. Но при этом, ни в одном историческом источнике не сохранилось сведений о ритуальной пляске царя.
Вторая книга Царств повествует, что жена царя Давида, Мелхола, увидев мужа в окно пляшущим перед Ковчегом в толпе народа, осудила его и назвала пустым человеком. Если бы у иудейского народа существовала традиция, предписывающая правителю совершать ритуальный танец перед святыней, Мелхола знала бы о ней, как дочь предыдущего израильского монарха, царя Саула. Так что же представляла собой пляска монарха, которую супруга Давида сочла недостойной его сана? Чтобы ответить на этот вопрос, американские ученые провели лингвистический анализ библейского текста.
Комментарий эксперта:
Из трёх еврейских глаголов, описывающих действия Давида, два не вызывали затруднений у переводчиков — они обозначали танец, как таковой. А вот третий термин оказался настолько многозначным, что даже Септуагинта — греческий перевод, выполненный семьюдесятью иудейскими мудрецами в третьем веке до Рождества Христова, не передаёт всей гаммы его смыслов. Септуагинта и дальнейшие переложения Священного писания ограничили значение этого слова игрой на музыкальных инструментах, тогда как в древнееврейском первоисточнике оно одновременно означает «трепетать, ударять по струнам, кружиться вихрем, неистово плясать».
Греческий святой пятого века блаженный Феодорит Кипрский объясняет неистовую пляску Давида тем, что он был уязвлён любовью к Богу. Христианский праведник называет самого израильского царя музыкальным инструментом, возглашающим благодарственную песнь. Его современник, святитель Григорий Назианин, благоговейно именует подвижное и свободное шествование псалмопевца перед Богом не иначе как таинством. Исследования современных ученых подтверждают, что пророк Давид в своём танце не формально исполнял предписанные ритуалом действия, а всем существом выражал благодарность и преданность Творцу.
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии
На юге Белгорода есть микрорайон Харьковская гора. В семидесятых годах двадцатого века здесь началась многоэтажная застройка. А в начале двадцать первого столетия среди домов вырос церковный комплекс. Главный храм этого ансамбля посвящён святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Камень в его основание был заложен в 2004 году. Строительство близилось к завершению, когда случился пожар. Церковь удалось потушить, но потери были колоссальными. Беда сплотила православных белгородцев. Люди участвовали в восстановлении храма пожертвованиями, трудами и молитвой. И вскоре над Харьковской горой вознеслись семнадцать куполов восставшей из пепла церкви. 2 мая 2010 года Святейший патриарх Кирилл освятил её во имя Веры, Надежды, Любови и Софии. С тех пор здесь ежедневно совершаются богослужения. Со всех районов города белгородцы приезжают помолиться в храм, построенный всем миром.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM