Преподобный Феодосий Великий, один из основателей монашества, жил в пятом - шестом веках. Он еще в юности стремился к отшельничеству и из родной Каппадокии отправился в Палестину. В Святой Земле он прожил в пещере более тридцати лет. К нему год от года приходило все больше учеников и желавших последовать его монашескому подвигу. Когда пещера уже не вмещала иноков, Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый монастырь. Однажды в Палестине случился голод. К монастырю собралось множество людей, и преподобный приказал всех пустить внутрь. Ученики смутились, зная, что в монастыре нет столько припасов, чтобы накормить всех. Но когда открылись двери хлебопекарни, то все увидели, что она, по молитвам Феодосия, наполнена хлебами. Кроме помощи ближним: странникам, сиротам, больным и престарелым, монастырь жил активной духовной жизнью. Феодосий не раз выступал с обличением появившейся тогда ереси Евтихия, отвергавшего таинства и священство. Преподобный прославился также своей прозорливостью и чудесами, совершаемыми по его молитвам.
Преподобный Феодосий Великий жил в пятом - шестом веках и стал основоположником организации современных монастырей. Он родился в Каппадокии, нынешнем регионе Турции. Обладая прекрасным голосом, Феодосий был певчим и чтецом в храме. В юности он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, Феодосий поселился в Палестине в пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю. В ней он прожил тридцать лет в воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Вскоре Феодосий основал первый монастырь или Лавру. По преданию там жило около семисот иноков. Лавра оказывала помощь ближним, давала приют странникам. В ней действовала больница для бедных и приют для престарелых. По преданию, по молитвам преподобного Феодосия не раз совершались чудесные исцеления, спасались от гибели на поле брани воины и избегали опасностей путники.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.