1812-ый год. Москва занята французами, некоторые церкви столицы сгорели, остальные — закрыты. Богослужения в эти тяжелые дни шли лишь в одном месте Москвы — в церкви в честь архидьякона Евпла. Этот изначально деревянный, а с восемнадцатого века величественный трехъярусный каменный собор дал название всей улице, на которой находился. Именно «Евпловской» с пятнадцатого века называли москвичи нынешнюю улицу Мясницкую. В церкви в честь мученика Евпла даже в самые суровые дни Отечественной войны теплилась православная молитва.
Раннехристианский святой Евпл хорошо известен не только у себя на родине — в Сицилии, он был очень почитаем на Руси. Этот мученик всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия. Архидьякон родился в третьем веке и служил в церкви сицилийского города Катания. Несмотря на запреты властей, святой Евпл Катанский бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Даже во время жестоких гонений, когда императорским приказом было запрещено читать и хранить Евангелие, святой Евпл всюду носил с собой Евангелие и при любой возможности просвещал жителей своего родного города. Вокруг архидьякона на улицах Катании собиралось множество людей. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемся, его схватили и отвели на суд к правителю города.
«Зачем у тебя эта книга в руках?» — спросил правитель.
«Я читал ее, когда меня взяли,» — отвечал святой Евпл.
Правитель Катании стал уговаривать дьякона отречься от своей веры во Христа. Но сломить христианина не удалось. Его веру не пошатнули ни мучения, ни заключение в темнице.
Через некоторое время Евпл вновь был вызван на суд. Правитель спросил святого: «Хранишь ли ты еще писания, которые были запрещены императором и которые ты должен был отдать властям?» Евпл отвечал: «Я — христианин, мне нельзя их отдавать. Лучше умереть, чем отдать их. Они содержат жизнь вечную. Чтобы не лишиться ее, я готов расстаться с земной жизнью». — «Где они?» — еще раз спросил правитель. «У меня», — ответил святой, показывая жестами, что книг у него нет, но он знает их наизусть.
Святого Евпла приговорили к смерти. На шею диакону повесили Евангелие, которое у него нашли при аресте. Святого Евпла сопровождало множество народа, среди этих людей было немало тайных христиан. Даже на месте казни святой Евпл не оставил своей проповеди — стал читать народу Евангелие и толковать его смысл. В этот день многие из язычников уверовали во Христа.
Казнен святой мученик архидьякон Евпл был в 304 году. А уже в пятом веке появился самый первый храм в честь святого Евпла Сицилийского — это церковь в городе Этна, что у подножия вулкана Визувий.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.