В приёмной трофейной комиссии Императорской военно-походной канцелярии было пусто. Только в самом углу, на маленьком деревянном табурете, сидела миловидная белокурая молодая женщина в военной шинели и форме сестры милосердия. Рядом с ней стоял деревянный костыль. Спокойное лицо женщины светилось какой-то удивительной радостью, как будто всего за несколько вёрст отсюда не разрывались снаряды и не грохотал фронт Первой мировой.
Дверь кабинета начальника канцелярии приоткрылась.
— Сестра, можете войти! — позвал женщину вахмистр, и она поднялась, опираясь на костыль, и слегка прихрамывая.
— Мне вкратце доложили Вашу историю, — сказал женщине начальник канцелярии. — Ранение, плен, возвращение на родину. Что ж, всё это достойно восхищения, но, простите, мы — трофейная комиссия. Чего Вы хотите от нас?
Сестра милосердия едва заметно улыбнулась.
— Прошу вас, отвернитесь на минуту, — попросила она.
Начальник и вахмистр повернули головы, а сестра, расстегнув рубашку, вытащила из-за пазухи какое-то большое полотно. Когда военные на голос женщины снова повернулись, от изумления они буквально застыли: на столе перед ними лежало развёрнутое знамя Шестого ЛибАвского пехотного полка!
— Откуда... это у Вас? — с трудом оправившись от потрясения проговорил начальник канцелярии. — Неужели полк потерял своё знамя? Ведь это же позор для него!
— Нет-нет! — воскликнула сестра милосердия. — Знамя мне передал знаменосец! Вот как было дело...
...Генриетта Викторовна Сорокина — так звали сестру милосердия — была натурой совсем не воинственной. Жизнь её текла обычным руслом: супруг работал управляющим на конезаводе в Тульской губернии, она вела домашнее хозяйство. Но в тысяча девятьсот четырнадцатом, когда Россия вступила в Первую мировую войну, Генриетта и её супруг не раздумывая пошли на фронт. Он надел форму уланского офицера, она — фартук сестры милосердия.
Сорокина самоотверженно трудилась на перевязочных пунктах во время боёв. Снаряды рвались в нескольких метрах от неё, но Генриетта, положившись на Божью волю, спокойно исполняла свой долг.
Так было и во время кровопролитного боя под местечком Сольдау в Восточной Пруссии. Шестой Либавский пехотный полк Российской императорской армии сражался мужественно, но силы противника превосходили. Вдруг Генриетта увидела, как падает, скошенный неприятельским выстрелом, полковой знаменосец. Сестра милосердия бросилась к раненному и вынесла его из-под пуль. Рана оказалась смертельной. Знаменосец умирал на руках у Генриетты. Вдруг его затуманенный взгляд прояснился. Собрав последние силы, знаменосец сдёрнул с прижатого к сердцу древка знамя полка и протянул его Сорокиной.
— Сестра... сохрани... — прошептал он и навсегда закрыл глаза.
Генриетта быстро, чтобы никто не заметил, обернула знамя вокруг груди под рубахой. И в этот самый момент осколок вонзился ей в ногу. Женщина упала и потеряла сознание.
Очнулась Генриетта в немецком госпитале. Она была взята в плен. Женщина в волнении нащупала под рубашкой плотную ткань знамени: «Слава Богу, на месте!». Посмотрела на ногу — она была забинтована. Хотела встать, и в этот самый момент в дверь палаты вошёл немецкий офицер.
— Госпожа, если может ходить, прошу на пункт обмена пленными! — с акцентом проговорил он по-русски, протягивая Генриетте костыль. Сестра милосердия не представляла для противника интереса, и её хотели как можно быстрее вернуть в Россию, обменяв по заключенному договору на своего солдата. Они не могли даже представить, какой важный трофей возвращается вместе с ней на родину!
Так, руками хрупкой женщины, была спасена честь знамени Шестого Либавского пехотного полка. За проявленное мужество высочайшим повелением Императора Николая Второго сестра милосердия Генриетта Викторовна Сорокина была награждена сразу двумя Георгиевскими крестами.
Деяния святых апостолов
Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой своей фразе, а потому мы находим в нём множество повторений одних и тех же сюжетов, одних и тех же мыслей. Но удивительно не это, удивительно то, что от нас, несмотря на повторения, упорно ускользают многие библейские нравственные постулаты. Происходит так и с тем постулатом, который неоднократно озвучивает в книге Деяний святых апостолов апостол Пётр. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й главы этой книги, и мы вновь можем услышать апостольское изречение о жизненных приоритетах любого разумного человека.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
В 4-й главе книги Деяний святых апостолов рассказывалась история беседы апостолов Петра и Иоанна с членами синедриона, финалом той беседы стал приказ первосвященников не говорить о Христе, на этот приказ апостолы ответили фразой, с которой невозможно спорить, они сказали, что надлежит Богу повиноваться более, чем людям. Эту же самую фразу апостолы повторили и тогда, когда они снова были насильно приведены к тем же самым первосвященникам. Члены синедриона не поняли апостолов ни в первый, ни во второй раз. Судя по всему, в картине мира этих людей и вовсе не было Бога, Который мог бы общаться с человеком здесь и сейчас, из Евангелия и апостольских посланий можно сделать предположение, что для иудейских первосвященников Бог был некой абстракцией, но никак не Той Личностью, с Которой возможно общаться и Которую необходимо слушаться.
Конечно, такое представление о Боге в корне противоречит христианскому. Мы верим, что Бог всегда рядом с нами, что с Ним можно и нужно общаться, верим, что поиск воли Божией и её исполнение — важнейшая задача человека. Однако точно ли такая вера имеет практическое выражение в нашей жизни?
Конечно, можно сколько угодно усмехаться над религиозными представлениями иудейских первосвященников первого века по Рождестве Христовом, но нельзя не признать, что эти их представления были весьма удобными: они освобождали человека от необходимости постоянного поиска Бога и постоянной неудовлетворённости, ведь если мы честны перед Богом и самими собой, то мы никогда не сможем сказать, что мы вполне знаем волю Божию о нас и уж тем более непросто нам будет сказать, что мы исполняем её во всей полноте. По этой причине мы ищем более простой путь, тот самый путь, который когда-то нашли отрицавшие Христово Воскресение первосвященники: зачастую мы, на словах исповедуя апостольскую веру, живём верой суддукеев. Именно по этой причине Церковь нам вновь и вновь напоминает, что повиноваться надлежит в первую очередь Богу, а не кому бы то ни было ещё, недостойно христианина повиноваться и собственным страхам, собственной неуверенности и собственному комфорту. Дай Бог, чтобы мы услышали это апостольское напоминание и приняли его как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрый дом» — важная помощь во время лечения детей
Недавно семилетний Юра Путинцев из Ставропольского края приехал на длительное лечение в Москву. Свой седьмой день рождения он встретил прямо в больнице. У мальчика онкологическое заболевание и в скором времени Юре предстоит сложная операция. А пока он вместе с мамой находится в «Добром доме». Это первая в России благотворительная гостиница для семей с тяжелобольными детьми, которые приезжает на лечение в столицу из регионов. В «Добром доме» всё бесплатно — проживание в уютных комнатах, еда, средства гигиены и не только. В семьях, где долго болеют дети, много денег уходит на лекарства и лечение, поэтому благотворительная гостиница для них большое подспорье — место, где можно выдохнуть и не думать о том, как оплатить временное жильё. Здесь очень тёплая и дружеская атмосфера. Семьи находят моральную поддержку и занятие по душе. На территории гостиницы действует школа, устраиваются разные мастер-классы, интересные встречи и даже концерты.
Первоклассник Юра, когда ему позволяет самочувствие, тоже занимается тем, что ему нравится — проводит научные эксперименты. В будущем мальчик хочет стать учёным или врачом, чтобы спасать пациентов от разных болезней.
На летних каникулах Юру ждёт большая радость — к ним с мамой приедут родные — папа и старшие братья, которых они не видели уже несколько месяцев! Сотрудники «Доброго дома» всегда рады гостям — они за то, чтобы любимые люди могли увидеть и поддержать друг друга в трудные моменты.
Работа благотворительной гостиницы для семей с тяжелобольными детьми возможна только благодаря поддержке сотен отзывчивых людей. Если вы тоже хотите помочь проекту, переходите на сайт «Доброго дома»: https://do-dom.ru/campaign/dom/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жены-мироносицы». Свящ. Роман Федотов
У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.
Разговор шел о памяти Жен-мироносиц, а также о роли и служении женщин в Церкви и мирской жизни.