
Фото: PxHere
Взойдя на престол Израильского царства, пророк и псалмопевец Давид повелел перенести величайшую иудейскую святыню, Ковчег Завета, в новую столицу государства — Иерусалим. Золочёный сундук, в котором хранились главные реликвии еврейского народа, после чудесного освобождения из филистимского плена находился в городе Кириаф-Иариме, в доме израильтянина Аминадава. Святыню поставили на новую колесницу, запряженную волами, и торжественно тронулись в путь. Спускаясь с холма, животные наклонили повозку, едва не опрокинув драгоценную поклажу. Сын Аминадава, Оза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег. И едва он коснулся святыни, как упал замертво! Вторая библейская книга Царств, описывая это происшествие, объясняет гибель Озы тем, что Господь поразил его за дерзновение. Но почему юноше вменилась в вину попытка уберечь Ковчег от падения? В поисках ответа на этот вопрос инспектор Виленского еврейского учительского института Осей Штейнберг, один из лучших специалистов по изучению древнееврейского языка в девятнадцатом веке, провёл лингвистический анализ библейского рассказа. Данные этого исследования вошли в его авторский труд «Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», выпущенный в Вильно, или, по современному названию, в Вильнюсе, в 1878 году.
Комментарий эксперта:
Древнееврейское слово «шаль», переведенное в церковнославянском переложении Священного писания как «дерзновение», имеет широкий спектр оттенков. Оно происходит от глагола «шла», переводимого как «быть беспечным, легкомысленным». «Шаль» может обозначать не только «дерзновение», как проявление решимости, но «дерзость», как своеволие и пренебрежение. Подобным смыслом это слово наделено как в древнееврейском, так и в родственных ему языках — аккадском и арамейском. Оза, сын Аминадава, протянув руку к Ковчегу Завета, проявил дерзновение, лишённое благоговейного отношения к святыне.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» утверждает, что дерзость Озы состояла в том, что он поддержал Ковчег, не будучи левитом, а по Закону Моисея только этот священнический род имеет право прикасаться к святыне. Против такого толкования возражал выдающийся российский библеист, профессор Александр Лопухин. Свой ответ на библейскую загадку он предложил в книге «Толковая Библия», изданной в 1904 году.
Комментарий эксперта:
Профессор Лопухин обращает внимание читателей Библии на то, что Аминадав упоминается не только во Второй, но и в Первой книге Царств. И там говорится, что сын Аминадава Елиазар был посвящён в хранители Ковчега. Этот факт свидетельствует, что род, к которому принадлежали все члены их семейства, в том числе и Оза, был священническим, левитским. А значит, дерзость юноши, поддержавшего Ковчег, состояла не в том, что он совершил действие, на которое не имел права по своему происхождению. Но в чем же тогда? Ответ становится очевиден, если обратиться к более ранней книге Священного писания — Числам, где пророк Моисей излагает Божии предписания по перемещению Ковчега Завета. Святыня, изготовленная праотцом по точным указаниям Творца, не имела ни одной лишней детали. По сторонам ларца были закреплены кольца для шестов, с помощью которых по закону Моисея левиты должны переносить святыню на своих плечах. Аминадав и его сыновья не могли об этом не знать. Но, скорее всего они, будучи хранителями реликвии в течение многих лет, стали относиться к ней без должного благоговения и водрузили ее на повозку, как некий обыденный предмет. Откровенное нарушение библейских предписаний создало опасность разрушения Ковчега — в гористой местности Палестины колесница могла в любой момент перевернуться. Принимая во внимания все эти обстоятельства, можно предположить, с каким чувством Оза схватился за ларец, когда тот начал падать. Это была именно дерзость, как самоволие и пренебрежение.
Вина, обозначенная в первоисточнике Священного писания древнееврейским словом «шаль», лежала не только на сыне Аминадава, но на всех, кто допустил легкомысленное пренебрежение по отношению к святыне. Поражение Озы заставило царя Давида устрашиться, и следующая попытка перенесения Ковчега в Иерусалим стала настоящим священнодействием. Рассказывающий об этом событии текст Священного писания содержит много важных деталей, очевидных для древних иудеев и малопонятных современному читателю. Разобраться в Тайнах Библии нам помогают научные исследования.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер