Взойдя на престол Израильского царства, пророк и псалмопевец Давид повелел перенести величайшую иудейскую святыню, Ковчег Завета, в новую столицу государства — Иерусалим. Золочёный сундук, в котором хранились главные реликвии еврейского народа, после чудесного освобождения из филистимского плена находился в городе Кириаф-Иариме, в доме израильтянина Аминадава. Святыню поставили на новую колесницу, запряженную волами, и торжественно тронулись в путь. Спускаясь с холма, животные наклонили повозку, едва не опрокинув драгоценную поклажу. Сын Аминадава, Оза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег. И едва он коснулся святыни, как упал замертво! Вторая библейская книга Царств, описывая это происшествие, объясняет гибель Озы тем, что Господь поразил его за дерзновение. Но почему юноше вменилась в вину попытка уберечь Ковчег от падения? В поисках ответа на этот вопрос инспектор Виленского еврейского учительского института Осей Штейнберг, один из лучших специалистов по изучению древнееврейского языка в девятнадцатом веке, провёл лингвистический анализ библейского рассказа. Данные этого исследования вошли в его авторский труд «Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», выпущенный в Вильно, или, по современному названию, в Вильнюсе, в 1878 году.
Комментарий эксперта:
Древнееврейское слово «шаль», переведенное в церковнославянском переложении Священного писания как «дерзновение», имеет широкий спектр оттенков. Оно происходит от глагола «шла», переводимого как «быть беспечным, легкомысленным». «Шаль» может обозначать не только «дерзновение», как проявление решимости, но «дерзость», как своеволие и пренебрежение. Подобным смыслом это слово наделено как в древнееврейском, так и в родственных ему языках — аккадском и арамейском. Оза, сын Аминадава, протянув руку к Ковчегу Завета, проявил дерзновение, лишённое благоговейного отношения к святыне.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» утверждает, что дерзость Озы состояла в том, что он поддержал Ковчег, не будучи левитом, а по Закону Моисея только этот священнический род имеет право прикасаться к святыне. Против такого толкования возражал выдающийся российский библеист, профессор Александр Лопухин. Свой ответ на библейскую загадку он предложил в книге «Толковая Библия», изданной в 1904 году.
Комментарий эксперта:
Профессор Лопухин обращает внимание читателей Библии на то, что Аминадав упоминается не только во Второй, но и в Первой книге Царств. И там говорится, что сын Аминадава Елиазар был посвящён в хранители Ковчега. Этот факт свидетельствует, что род, к которому принадлежали все члены их семейства, в том числе и Оза, был священническим, левитским. А значит, дерзость юноши, поддержавшего Ковчег, состояла не в том, что он совершил действие, на которое не имел права по своему происхождению. Но в чем же тогда? Ответ становится очевиден, если обратиться к более ранней книге Священного писания — Числам, где пророк Моисей излагает Божии предписания по перемещению Ковчега Завета. Святыня, изготовленная праотцом по точным указаниям Творца, не имела ни одной лишней детали. По сторонам ларца были закреплены кольца для шестов, с помощью которых по закону Моисея левиты должны переносить святыню на своих плечах. Аминадав и его сыновья не могли об этом не знать. Но, скорее всего они, будучи хранителями реликвии в течение многих лет, стали относиться к ней без должного благоговения и водрузили ее на повозку, как некий обыденный предмет. Откровенное нарушение библейских предписаний создало опасность разрушения Ковчега — в гористой местности Палестины колесница могла в любой момент перевернуться. Принимая во внимания все эти обстоятельства, можно предположить, с каким чувством Оза схватился за ларец, когда тот начал падать. Это была именно дерзость, как самоволие и пренебрежение.
Вина, обозначенная в первоисточнике Священного писания древнееврейским словом «шаль», лежала не только на сыне Аминадава, но на всех, кто допустил легкомысленное пренебрежение по отношению к святыне. Поражение Озы заставило царя Давида устрашиться, и следующая попытка перенесения Ковчега в Иерусалим стала настоящим священнодействием. Рассказывающий об этом событии текст Священного писания содержит много важных деталей, очевидных для древних иудеев и малопонятных современному читателю. Разобраться в Тайнах Библии нам помогают научные исследования.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение