
Фото: PxHere
Взойдя на престол Израильского царства, пророк и псалмопевец Давид повелел перенести величайшую иудейскую святыню, Ковчег Завета, в новую столицу государства — Иерусалим. Золочёный сундук, в котором хранились главные реликвии еврейского народа, после чудесного освобождения из филистимского плена находился в городе Кириаф-Иариме, в доме израильтянина Аминадава. Святыню поставили на новую колесницу, запряженную волами, и торжественно тронулись в путь. Спускаясь с холма, животные наклонили повозку, едва не опрокинув драгоценную поклажу. Сын Аминадава, Оза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег. И едва он коснулся святыни, как упал замертво! Вторая библейская книга Царств, описывая это происшествие, объясняет гибель Озы тем, что Господь поразил его за дерзновение. Но почему юноше вменилась в вину попытка уберечь Ковчег от падения? В поисках ответа на этот вопрос инспектор Виленского еврейского учительского института Осей Штейнберг, один из лучших специалистов по изучению древнееврейского языка в девятнадцатом веке, провёл лингвистический анализ библейского рассказа. Данные этого исследования вошли в его авторский труд «Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», выпущенный в Вильно, или, по современному названию, в Вильнюсе, в 1878 году.
Комментарий эксперта:
Древнееврейское слово «шаль», переведенное в церковнославянском переложении Священного писания как «дерзновение», имеет широкий спектр оттенков. Оно происходит от глагола «шла», переводимого как «быть беспечным, легкомысленным». «Шаль» может обозначать не только «дерзновение», как проявление решимости, но «дерзость», как своеволие и пренебрежение. Подобным смыслом это слово наделено как в древнееврейском, так и в родственных ему языках — аккадском и арамейском. Оза, сын Аминадава, протянув руку к Ковчегу Завета, проявил дерзновение, лишённое благоговейного отношения к святыне.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» утверждает, что дерзость Озы состояла в том, что он поддержал Ковчег, не будучи левитом, а по Закону Моисея только этот священнический род имеет право прикасаться к святыне. Против такого толкования возражал выдающийся российский библеист, профессор Александр Лопухин. Свой ответ на библейскую загадку он предложил в книге «Толковая Библия», изданной в 1904 году.
Комментарий эксперта:
Профессор Лопухин обращает внимание читателей Библии на то, что Аминадав упоминается не только во Второй, но и в Первой книге Царств. И там говорится, что сын Аминадава Елиазар был посвящён в хранители Ковчега. Этот факт свидетельствует, что род, к которому принадлежали все члены их семейства, в том числе и Оза, был священническим, левитским. А значит, дерзость юноши, поддержавшего Ковчег, состояла не в том, что он совершил действие, на которое не имел права по своему происхождению. Но в чем же тогда? Ответ становится очевиден, если обратиться к более ранней книге Священного писания — Числам, где пророк Моисей излагает Божии предписания по перемещению Ковчега Завета. Святыня, изготовленная праотцом по точным указаниям Творца, не имела ни одной лишней детали. По сторонам ларца были закреплены кольца для шестов, с помощью которых по закону Моисея левиты должны переносить святыню на своих плечах. Аминадав и его сыновья не могли об этом не знать. Но, скорее всего они, будучи хранителями реликвии в течение многих лет, стали относиться к ней без должного благоговения и водрузили ее на повозку, как некий обыденный предмет. Откровенное нарушение библейских предписаний создало опасность разрушения Ковчега — в гористой местности Палестины колесница могла в любой момент перевернуться. Принимая во внимания все эти обстоятельства, можно предположить, с каким чувством Оза схватился за ларец, когда тот начал падать. Это была именно дерзость, как самоволие и пренебрежение.
Вина, обозначенная в первоисточнике Священного писания древнееврейским словом «шаль», лежала не только на сыне Аминадава, но на всех, кто допустил легкомысленное пренебрежение по отношению к святыне. Поражение Озы заставило царя Давида устрашиться, и следующая попытка перенесения Ковчега в Иерусалим стала настоящим священнодействием. Рассказывающий об этом событии текст Священного писания содержит много важных деталей, очевидных для древних иудеев и малопонятных современному читателю. Разобраться в Тайнах Библии нам помогают научные исследования.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема