
В апреле тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года Марсово поле в Париже напоминало большой кипучий муравейник. Здесь проходила очередная Всемирная выставка. Чего только тут не было! Телеграфный аппарат, гидравлический лифт и даже механическая тестомешалка.
Не меньше, чем диковины прогресса, посетителей выставки привлекали экспонаты, демонстрирующие уникальные способности и мастерство рук человеческих. Особенно много народа собиралось возле британского павильона. Там, на возвышении, видная издалека, стояла большая модель корабля. Это была точная копия одного из самых грандиозных судов того времени — английского парохода «Грейт Истерн» (Great Eastern). Люди подолгу стояли у модели, восхищённо качая головами. А потом наклонялись к табличке и с изумлением читали: «Автор модели — Джеймс Пуллен, пациент Эрлсвудского приюта для душевнобольных».
Создатель этой удивительной копии, кстати, завоевавшей тогда Бронзовую медаль Всемирной выставки, был пациентом доктора Джона Лэнгдона Дауна и именно ему был обязан возможностью беспрепятственно заниматься любимым делом — моделированием кораблей. Когда в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году доктор Даун, назначенный в Эрлсвудский приют начальником по медицинской части, впервые переступил его порог, пациенты там не то, что работать в мастерской — из палаты не всегда могли выйти без пристального надзора.
Высокая должность позволила Дауну самым решительным образом изменить существующие в приюте порядки. Ещё до Эрлсвуда, в течение нескольких лет он проводил тщательные исследования и пришёл к выводу, что жёсткие ограничения в отношении психически нездоровых пациентов лишь усугубляет их состояние. Даун разработал собственные принципы работы с душевнобольными, основой которых являлись доброта, внимание, любовь, забота и милосердие.
И полугода не прошло, как Эрлсвудскй приют из мрачной психиатрической лечебницы превратился в дружное сообщество людей, пусть немного особенных, но от этого не менее талантливых, целеустремлённых и интересных. Доктор Даун организовал для пациентов обучающие кружки по их интересам и возможностям. Обитатели Эрлсвуда занимались музыкой, живописью, плотницким ремеслом, садоводством. Пациенты, ещё вчера не умевшие толком даже говорить, и страдавшие расстройством внимания, с помощью специальных тренингов, разработанных Дауном, заучивали и декламировали вслух целые поэмы...
Джон Даун заботился и о материальном обеспечении приюта. Он сумел устроить хозяйство Эрлсвуда таким образом, что приют, по сути, сам обеспечивал себя и пищей, и одеждой, и даже мебелью — тот самый Джеймс Пуллен, который строил из дерева поразительной точности и тонкости модели кораблей, мог с лёгкостью изготовить буквально всё: от табуретки до резного буфета.
В Эрлсвуде Джон Даун сделал и одно из своих главных медицинских открытий — впервые описал синдром, который в психиатрии впоследствии будет назван его именем — «синдромом Дауна». И не просто описал, а доказал, что люди с этим синдромом способны не только к развитию, но и к творчеству, и вообще весьма талантливы.
Именно для таких пациентов в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Джон Даун на собственные средства открыл частный приют Нормансфилд. На покупку большого дома каждый из большого семейства Даунов внёс столько, сколько смог. Недостающую сумму взяли в кредит. В Нормансфилде доктор Даун устроил театр, в котором пациенты сами ставили спектакли. Построили в приюте и большую церковь, где каждое воскресенье обитатели приюта вместе с персоналом собирались на Богослужении.
Нормансфилд ни в каком смысле не являлся лечебницей для душевнобольных. Это был дом, где особенные люди могли чувствовать себя в кругу семьи и получать необходимый уход. Они могли оставаться в приюте хоть всю жизнь. А доктор Джон Лэнгдон Даун делал всё возможное, чтобы жизнь эта оставалась яркой и счастливой.
Псалом 29. Богослужебные чтения

Как добиться в своей жизни стабильности и благоденствия? Что необходимо делать для того, чтобы всегда иметь под ногами твёрдую почву? Ответ на этот вопрос даёт 29-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 29.
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моём: «не поколеблюсь вовек».
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твоё, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа моего умолял:
10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».
12 И Ты обратил сетование моё в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
Только что прозвучавший псалом был написан автором в честь его выздоровления от болезни. Такой вывод толкователи делают не только на основе содержания псалма, но и учитывая его форму, которая напоминает молитву иудейского царя Езекии. История этого монарха весьма знаменательна. Он был потомком царя Давида и жил на два столетия позже своего прославленного предка, примерно в конце 8 века до Рождества Христова.
Царь Езекия отличался личным благочестием и верой в Бога. Это благочестие проявлялось и в его деятельности как государя. Он делал всё для того, чтобы люди прекратили поклоняться языческим божкам и вернулись к истинному Богу. Он всячески поддерживал храмовое богослужение и боролся с предрассудками и суевериями. Езекия даже уничтожил медного змия, некогда сделанного Моисеем в пустыне, который хранился в Иерусалиме и стал предметом суеверного поклонения.
За эту деятельную веру Господь всячески благословлял царя и поддерживал все его начинания. Так, например, именно во время правления Езекии войско Ассирийской империи осадило Иерусалим. Однако по молитве царя в одну ночь Ангел Господень поразил стан врага. Во сне умерло сто восемьдесят пять тысяч вражеских солдат. Предводитель ассирийцев Сеннахирим был вынужден отступить. Иудея была спасена.
После этого случая слава Езекии вознеслась, как говорится, до небес. О нём заговорили все окрестные народы. Его авторитет стал огромен. Однако вместе с ним у царя выросло самомнение и, как говорится в Священном Писании, высокоумие. И вот тогда Господь попустил Езекии заболеть смертельной болезнью. Бог послал к царю пророка Исаию, чтобы озвучить свой приговор — пиши завещание, вскоре ты умрёшь. Видя близость своего конца, Езекия осознал свой грех, покаялся — и Господь помиловал его. Писание говорит, что Бог прибавил к его жизни ещё пятнадцать лет. В честь своего выздоровления Езекия устраивает торжественное богослужение и произносит благодарственную молитву, которая очень похожа на прозвучавший псалом.
В нём мы видим две части. В одной псалмопевец обличает себя. Он признаётся в том, что именно его самоуверенность привела к печальным событиям. Он кается в том, что забыл Бога. «И я говори́л в благоде́нствии моём: „не поколе́блюсь вове́к“» — укоряет он себя. С другой стороны, он не скрывает своего ликования по поводу милости и прощения, которое даровал ему Господь. «Ты подня́л меня́ и не дал мои́м врага́м восторжествова́ть на́до мно́ю... Ты исцели́л меня́. Го́споди! Ты вы́вел из а́да ду́шу мою́ и оживи́л меня́, что́бы я не сошёл в моги́лу».
Не раз Священное Писание предупреждает о том, что благоденствие может привести к духовной беспечности. Нередко именно поэтому и сталкиваемся мы с разного рода скорбями и потрясениями. Господь не желает, чтобы наши души гибли, забывая о Боге и Его заповедях. И это касается всякого человека. И высокого начальника, и простого работяги. А потому и самый надёжный способ хранить мир и покой в своей жизни — на ежедневной основе стремиться исполнять Христовы заповеди. Искать во всём волю Творца и стараться служить людям. Путь такого человека всегда будет твёрдым. В его жизни всегда будет стабильность. Ведь её фундаментом будет Сам Господь.
Псалом 29. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 29. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 29. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема