
В апреле тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года Марсово поле в Париже напоминало большой кипучий муравейник. Здесь проходила очередная Всемирная выставка. Чего только тут не было! Телеграфный аппарат, гидравлический лифт и даже механическая тестомешалка.
Не меньше, чем диковины прогресса, посетителей выставки привлекали экспонаты, демонстрирующие уникальные способности и мастерство рук человеческих. Особенно много народа собиралось возле британского павильона. Там, на возвышении, видная издалека, стояла большая модель корабля. Это была точная копия одного из самых грандиозных судов того времени — английского парохода «Грейт Истерн» (Great Eastern). Люди подолгу стояли у модели, восхищённо качая головами. А потом наклонялись к табличке и с изумлением читали: «Автор модели — Джеймс Пуллен, пациент Эрлсвудского приюта для душевнобольных».
Создатель этой удивительной копии, кстати, завоевавшей тогда Бронзовую медаль Всемирной выставки, был пациентом доктора Джона Лэнгдона Дауна и именно ему был обязан возможностью беспрепятственно заниматься любимым делом — моделированием кораблей. Когда в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году доктор Даун, назначенный в Эрлсвудский приют начальником по медицинской части, впервые переступил его порог, пациенты там не то, что работать в мастерской — из палаты не всегда могли выйти без пристального надзора.
Высокая должность позволила Дауну самым решительным образом изменить существующие в приюте порядки. Ещё до Эрлсвуда, в течение нескольких лет он проводил тщательные исследования и пришёл к выводу, что жёсткие ограничения в отношении психически нездоровых пациентов лишь усугубляет их состояние. Даун разработал собственные принципы работы с душевнобольными, основой которых являлись доброта, внимание, любовь, забота и милосердие.
И полугода не прошло, как Эрлсвудскй приют из мрачной психиатрической лечебницы превратился в дружное сообщество людей, пусть немного особенных, но от этого не менее талантливых, целеустремлённых и интересных. Доктор Даун организовал для пациентов обучающие кружки по их интересам и возможностям. Обитатели Эрлсвуда занимались музыкой, живописью, плотницким ремеслом, садоводством. Пациенты, ещё вчера не умевшие толком даже говорить, и страдавшие расстройством внимания, с помощью специальных тренингов, разработанных Дауном, заучивали и декламировали вслух целые поэмы...
Джон Даун заботился и о материальном обеспечении приюта. Он сумел устроить хозяйство Эрлсвуда таким образом, что приют, по сути, сам обеспечивал себя и пищей, и одеждой, и даже мебелью — тот самый Джеймс Пуллен, который строил из дерева поразительной точности и тонкости модели кораблей, мог с лёгкостью изготовить буквально всё: от табуретки до резного буфета.
В Эрлсвуде Джон Даун сделал и одно из своих главных медицинских открытий — впервые описал синдром, который в психиатрии впоследствии будет назван его именем — «синдромом Дауна». И не просто описал, а доказал, что люди с этим синдромом способны не только к развитию, но и к творчеству, и вообще весьма талантливы.
Именно для таких пациентов в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Джон Даун на собственные средства открыл частный приют Нормансфилд. На покупку большого дома каждый из большого семейства Даунов внёс столько, сколько смог. Недостающую сумму взяли в кредит. В Нормансфилде доктор Даун устроил театр, в котором пациенты сами ставили спектакли. Построили в приюте и большую церковь, где каждое воскресенье обитатели приюта вместе с персоналом собирались на Богослужении.
Нормансфилд ни в каком смысле не являлся лечебницей для душевнобольных. Это был дом, где особенные люди могли чувствовать себя в кругу семьи и получать необходимый уход. Они могли оставаться в приюте хоть всю жизнь. А доктор Джон Лэнгдон Даун делал всё возможное, чтобы жизнь эта оставалась яркой и счастливой.
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов