
Праотец Авель. Фреска из Роджественского собора Ферапонтова монастыря.
Фото: http://www.dionisy.com/
Библейский сюжет о братьях Авеле и Каине с древних времён волнует писателей и поэтов, заставляя задуматься о причинах самого первого кровопролития в истории человечества.
Драму «Каин» английский поэт Джорж Гордон Байрон написал в 1821 году. Автор обозначил жанр произведения, как «мистерия» — в Средние века так называли пьесы на сюжеты из Священного писания.
В основе байроновской драмы лежит известная история о сыновьях Адама и Евы — Каине и Авеле.
Первые люди, изгнанные из рая на землю, помнили о своём Творце. Они беседовали с Богом, обращая к небу свои молитвы и совершая на кострах жертвоприношения.
Драма Байрона «Каин» начинается с благодарственной молитвы, которую Адам, Ева и их дети обращают к Творцу.
Горячо, искренно молится вместе с родителями Авель, младший сын Адама.
Иегова! Ты, кто разделил стихии
На землю, воду, воздух и огонь,
Кто, сотворив светила дня и ночи,
Создал и тех, которые могли бы
Любить тебя, любить твои созданья,
И ликовать — хвала, хвала тебе!
Лишь только старший из адамовых сыновей — гордый, самолюбивый Каин — не желает ни перед кем преклонять колени.
Каин занимался земледелием, а Авель разводил домашний скот. Однажды на поле Авель решил принёсти жертву Богу в знак любви и благодарения. Он стал смиренно упрашивать и старшего брата совершить жертвоприношение, сумев найти нужные слова.
Я был бы нечестивый
Сын нашего великого отца,
Когда б не почитал тебя, как младший,
И не просил тебя пред алтарём
Главенствовать, как старшего.
Каин принёс в жертву Богу плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада.
В драме Байрона благодарственная молитва Авеля звучит как гимн Творцу от лица всех живущих на земле людей.
О Боже!
Ты, кто вдохнул в нас дуновенье жизни,
Кто создал нас, благословил и не дал
Погибнуть чадам грешного отца,
Которые погибли бы навеки,
Когда бы правосудие Твоё
Не умерялось благостью Твоею
К великим их неправдам! Боже вечный,
Даятель жизни, света и добра,
Единый вождь, ведущий всё ко благу
Своею всемогущей, сокровенной,
Но непреложной благостью! Прими
От первого из пастырей смиренных
Сих первенцев от первородных стад...
Авель совершал жертвоприношение с благоговением, от чистого сердца, и Бог принял его жертву: дым от неё вознесся к небу.
Дым от костра Каина стелился по земле. Это означало, что Господь отвергал жертвоприношение, сделанное формально.
Увидев это, как говорится в Библии, «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».
В драме Байрона на библейский сюжет добрый, кроткий Авель перед смертью обращается к Богу с просьбой простить Каина за грех убийства. В его последних словах — прощение и желание мира.
О Боже Сил! Прими мой дух смиренный
И отпусти убийце: он не ведал,
Что делает. Брат Каин, дай мне руку —
Дай руку мне...
Прощение врагов означает победу добра над злом. В образе Каина Байрон выразил дух отрицания, гордости, присущий современному ему обществу, а в образе Авеля — стремление человеческой души к Богу, а значит — к добру и любви.
«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», — много лет спустя скажет пригвождённый ко Кресту Христос, а потом их будут повторять христианские мучники разных веков.
В драме «Каин» Байрон следует христианской традиции, согласно которой Авель почитается как праведник и первый в истории человечества мученик, пострадавший за любовь к Богу.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема