В тринадцатом веке до Рождества Христова восточное Средиземноморье захватили племена, именуемые на страницах Священного Писания филистимлянами. От воинственных соседей пострадали многие народы Ханаана, в том числе и израильтяне, переселившиеся в Палестину из Египта в тот же исторический период. В одиннадцатом веке до Рождения Спасителя филистимляне отвоевали у иудеев Ковчег Завета — золочёный сундук, в котором хранились скрижали с Божьими заповедями и другие реликвии. В откровениях, данных еврейскому народу через пророка Моисея, Создатель называл Ковчег местом Своего присутствия, и поэтому для израильтян он являлся величайшей святыней. Филистимляне поместили пленённую реликвию в храме языческого бога Дагона, и... На них обрушился поток бедствий! Статуя идола разрушилась сама собой, города Филистии заполонили мыши, жителей постигла эпидемия кожной болезни. Испуганные филистимляне водрузили Ковчег на повозку, запряжённую молодыми коровами, и отправили в свободное странствие. Животные доставили святыню в иудейский город, стоящий на границе с филистимскими территориями. В Первой библейской книге Царств это селение названо Вефсамис, или, по другому варианту транскрипции, Бейт-Шемеш, что в переводе означает «Дом солнца». Этим топонимом в Священном писании несколько раз именуется город, принадлежащий потомкам Иуды — одного из сыновей праотца Иакова.
Историки пытались найти доказательства реальности существования Вефсамиса. В 1912 году Палестинский исследовательский фонд предпринял археологические изыскания на землях колена Иудина, в тридцати километрах к западу от Иерусалима. Во время раскопок холма Тель-Румейле в долине реки Сорек специалисты обнаружили древнее поселение. Руководитель экспедиции, британский ученый Дункан Маккензи заявил, что с большой долей вероятности найденный город — это библейский Вефсамис!
Комментарий эксперта:
Раскопки проходили в непосредственной близости от арабской деревушки Айн-Шамс. Название, в переводе означающее «глаз солнца», и перекликающееся с библейским топонимом, вдохновило ученых на поиски. И они оказались более чем успешными! Экспедиция Дункана Маккензи обнаружила развалины каменных строений, относящихся к одиннадцатому веку до Рождества Христова — то есть, ко времени событий, описанных в Первой книге Царств. Особенно хорошо сохранились руины жилого дома, состоящего из нескольких комнат, с обширным внутренним двором, вымощенным каменными плитами. Архитектура здания и материалы, из которых оно было построено, оказались сходны с хананейскими. Найденные здесь же осколки керамики ученые идентифицировали, как филистимские. При этом археологи не обнаружили свиных костей, обычно в изобилии присутствовавших на раскопках языческих городов. Данный факт свидетельствовал в пользу предположения, что поселение принадлежало иудеям, для которых свиноводство по закону Моисея было неприемлемым. Иудеи, переселившись из Египта на земли Ханаана, перенимали сложившиеся архитектурные традиции местных народов, воевали с филистимлянами, обмениваясь трофеями, но при этом старались сохранить религиозную идентичность, соблюдая закон Моисея.
Раскопки, начатые в начале двадцатого века, продолжились сто лет спустя. В 2012 году археологи Тель-Авивского университета Цви Ледерман и Шломо Бунимович обнаружили на развалинах Вефсамиса весьма интересный артефакт.
Комментарий эксперта:
Израильские археологи в ходе раскопок Вефсамиса нашли круглую каменную печать диаметром полтора сантиметра с выгравированным на ней рисунком. На гравировке хорошо различимо изображение человека, который вступает в схватку с большим животным семейства кошачьих. Учёные представили находку, как печать Самсона — этот библейский герой, по свидетельству книги Судей, смог голыми руками победить молодого льва. Священный текст сообщает, что Самсон и его родственники жили на границе с филистимлянами, и все подвиги богатыря были связаны с противостоянием этим воинственным соседям. Книга Судей не даёт названия местности, где жил Самсон, но обозначает её, как долину реки Сорек. Именно там археологи и обнаружили остатки древнего иудейского селения, в котором сохранились детали быта хананеев и филистимлян.
Археологические исследования в долине реки Сорек не дали бесспорных доказательств, что открытые из недр холма Тель-Румейле руины принадлежат библейскому Вефсамису. Но представленная учеными картина вполне соответствует рассказу Священного Писания о событиях, которые происходили на земле колена Иудина, у самой границы с Филистией, в одиннадцатом веке до Рождества Христова.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России