
Фото: PxHere
В тринадцатом веке до Рождества Христова восточное Средиземноморье захватили племена, именуемые на страницах Священного Писания филистимлянами. От воинственных соседей пострадали многие народы Ханаана, в том числе и израильтяне, переселившиеся в Палестину из Египта в тот же исторический период. В одиннадцатом веке до Рождения Спасителя филистимляне отвоевали у иудеев Ковчег Завета — золочёный сундук, в котором хранились скрижали с Божьими заповедями и другие реликвии. В откровениях, данных еврейскому народу через пророка Моисея, Создатель называл Ковчег местом Своего присутствия, и поэтому для израильтян он являлся величайшей святыней. Филистимляне поместили пленённую реликвию в храме языческого бога Дагона, и... На них обрушился поток бедствий! Статуя идола разрушилась сама собой, города Филистии заполонили мыши, жителей постигла эпидемия кожной болезни. Испуганные филистимляне водрузили Ковчег на повозку, запряжённую молодыми коровами, и отправили в свободное странствие. Животные доставили святыню в иудейский город, стоящий на границе с филистимскими территориями. В Первой библейской книге Царств это селение названо Вефсамис, или, по другому варианту транскрипции, Бейт-Шемеш, что в переводе означает «Дом солнца». Этим топонимом в Священном писании несколько раз именуется город, принадлежащий потомкам Иуды — одного из сыновей праотца Иакова.
Историки пытались найти доказательства реальности существования Вефсамиса. В 1912 году Палестинский исследовательский фонд предпринял археологические изыскания на землях колена Иудина, в тридцати километрах к западу от Иерусалима. Во время раскопок холма Тель-Румейле в долине реки Сорек специалисты обнаружили древнее поселение. Руководитель экспедиции, британский ученый Дункан Маккензи заявил, что с большой долей вероятности найденный город — это библейский Вефсамис!
Комментарий эксперта:
Раскопки проходили в непосредственной близости от арабской деревушки Айн-Шамс. Название, в переводе означающее «глаз солнца», и перекликающееся с библейским топонимом, вдохновило ученых на поиски. И они оказались более чем успешными! Экспедиция Дункана Маккензи обнаружила развалины каменных строений, относящихся к одиннадцатому веку до Рождества Христова — то есть, ко времени событий, описанных в Первой книге Царств. Особенно хорошо сохранились руины жилого дома, состоящего из нескольких комнат, с обширным внутренним двором, вымощенным каменными плитами. Архитектура здания и материалы, из которых оно было построено, оказались сходны с хананейскими. Найденные здесь же осколки керамики ученые идентифицировали, как филистимские. При этом археологи не обнаружили свиных костей, обычно в изобилии присутствовавших на раскопках языческих городов. Данный факт свидетельствовал в пользу предположения, что поселение принадлежало иудеям, для которых свиноводство по закону Моисея было неприемлемым. Иудеи, переселившись из Египта на земли Ханаана, перенимали сложившиеся архитектурные традиции местных народов, воевали с филистимлянами, обмениваясь трофеями, но при этом старались сохранить религиозную идентичность, соблюдая закон Моисея.
Раскопки, начатые в начале двадцатого века, продолжились сто лет спустя. В 2012 году археологи Тель-Авивского университета Цви Ледерман и Шломо Бунимович обнаружили на развалинах Вефсамиса весьма интересный артефакт.
Комментарий эксперта:
Израильские археологи в ходе раскопок Вефсамиса нашли круглую каменную печать диаметром полтора сантиметра с выгравированным на ней рисунком. На гравировке хорошо различимо изображение человека, который вступает в схватку с большим животным семейства кошачьих. Учёные представили находку, как печать Самсона — этот библейский герой, по свидетельству книги Судей, смог голыми руками победить молодого льва. Священный текст сообщает, что Самсон и его родственники жили на границе с филистимлянами, и все подвиги богатыря были связаны с противостоянием этим воинственным соседям. Книга Судей не даёт названия местности, где жил Самсон, но обозначает её, как долину реки Сорек. Именно там археологи и обнаружили остатки древнего иудейского селения, в котором сохранились детали быта хананеев и филистимлян.
Археологические исследования в долине реки Сорек не дали бесспорных доказательств, что открытые из недр холма Тель-Румейле руины принадлежат библейскому Вефсамису. Но представленная учеными картина вполне соответствует рассказу Священного Писания о событиях, которые происходили на земле колена Иудина, у самой границы с Филистией, в одиннадцатом веке до Рождества Христова.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема