
Фото: PxHere
В тринадцатом веке до Рождества Христова восточное Средиземноморье захватили племена, именуемые на страницах Священного Писания филистимлянами. От воинственных соседей пострадали многие народы Ханаана, в том числе и израильтяне, переселившиеся в Палестину из Египта в тот же исторический период. В одиннадцатом веке до Рождения Спасителя филистимляне отвоевали у иудеев Ковчег Завета — золочёный сундук, в котором хранились скрижали с Божьими заповедями и другие реликвии. В откровениях, данных еврейскому народу через пророка Моисея, Создатель называл Ковчег местом Своего присутствия, и поэтому для израильтян он являлся величайшей святыней. Филистимляне поместили пленённую реликвию в храме языческого бога Дагона, и... На них обрушился поток бедствий! Статуя идола разрушилась сама собой, города Филистии заполонили мыши, жителей постигла эпидемия кожной болезни. Испуганные филистимляне водрузили Ковчег на повозку, запряжённую молодыми коровами, и отправили в свободное странствие. Животные доставили святыню в иудейский город, стоящий на границе с филистимскими территориями. В Первой библейской книге Царств это селение названо Вефсамис, или, по другому варианту транскрипции, Бейт-Шемеш, что в переводе означает «Дом солнца». Этим топонимом в Священном писании несколько раз именуется город, принадлежащий потомкам Иуды — одного из сыновей праотца Иакова.
Историки пытались найти доказательства реальности существования Вефсамиса. В 1912 году Палестинский исследовательский фонд предпринял археологические изыскания на землях колена Иудина, в тридцати километрах к западу от Иерусалима. Во время раскопок холма Тель-Румейле в долине реки Сорек специалисты обнаружили древнее поселение. Руководитель экспедиции, британский ученый Дункан Маккензи заявил, что с большой долей вероятности найденный город — это библейский Вефсамис!
Комментарий эксперта:
Раскопки проходили в непосредственной близости от арабской деревушки Айн-Шамс. Название, в переводе означающее «глаз солнца», и перекликающееся с библейским топонимом, вдохновило ученых на поиски. И они оказались более чем успешными! Экспедиция Дункана Маккензи обнаружила развалины каменных строений, относящихся к одиннадцатому веку до Рождества Христова — то есть, ко времени событий, описанных в Первой книге Царств. Особенно хорошо сохранились руины жилого дома, состоящего из нескольких комнат, с обширным внутренним двором, вымощенным каменными плитами. Архитектура здания и материалы, из которых оно было построено, оказались сходны с хананейскими. Найденные здесь же осколки керамики ученые идентифицировали, как филистимские. При этом археологи не обнаружили свиных костей, обычно в изобилии присутствовавших на раскопках языческих городов. Данный факт свидетельствовал в пользу предположения, что поселение принадлежало иудеям, для которых свиноводство по закону Моисея было неприемлемым. Иудеи, переселившись из Египта на земли Ханаана, перенимали сложившиеся архитектурные традиции местных народов, воевали с филистимлянами, обмениваясь трофеями, но при этом старались сохранить религиозную идентичность, соблюдая закон Моисея.
Раскопки, начатые в начале двадцатого века, продолжились сто лет спустя. В 2012 году археологи Тель-Авивского университета Цви Ледерман и Шломо Бунимович обнаружили на развалинах Вефсамиса весьма интересный артефакт.
Комментарий эксперта:
Израильские археологи в ходе раскопок Вефсамиса нашли круглую каменную печать диаметром полтора сантиметра с выгравированным на ней рисунком. На гравировке хорошо различимо изображение человека, который вступает в схватку с большим животным семейства кошачьих. Учёные представили находку, как печать Самсона — этот библейский герой, по свидетельству книги Судей, смог голыми руками победить молодого льва. Священный текст сообщает, что Самсон и его родственники жили на границе с филистимлянами, и все подвиги богатыря были связаны с противостоянием этим воинственным соседям. Книга Судей не даёт названия местности, где жил Самсон, но обозначает её, как долину реки Сорек. Именно там археологи и обнаружили остатки древнего иудейского селения, в котором сохранились детали быта хананеев и филистимлян.
Археологические исследования в долине реки Сорек не дали бесспорных доказательств, что открытые из недр холма Тель-Румейле руины принадлежат библейскому Вефсамису. Но представленная учеными картина вполне соответствует рассказу Священного Писания о событиях, которые происходили на земле колена Иудина, у самой границы с Филистией, в одиннадцатом веке до Рождества Христова.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!