
Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский.
В.П.Верещагина, 1896 г.
Одним из самых видных и уникальных деятелей Древней Руси является сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии) — князь Андрей. Он получил прозвище «Боголюбский», которое сегодня мы можем толковать сразу в двух ключах. С одной стороны, как «Андрей, любимый Богом», ведь князь был очень успешным правителем, а с другой стороны, как «Андрей, любящий Бога», ведь он был христианином, который много сделал для утверждения Православия на Руси.
Благодаря миссионерской деятельности Андрея Боголюбского укрепилось почитание Богородицы, как Заступницы всего русского народа. Боголюбский особо чтил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, учрежденный в Русской Церкви в начале двенадцатого века и получивший широкую народную любовь именно при князе Андрее.
С именем Андрея Боголюбского навсегда связана и одна из самых значимых реликвий русского православия — Владимирская икона Божией Матери, написанная самим евангелистом Лукой. С этим образом Богородицы князь Андрей Юрьевич вышел из своего удельного княжества в Вышгороде и двинулся на Северо-Восток Руси. В дороге произошло много чудес, а главным стало явление князю Божией Матери, которая указала, что Ее икона должна храниться во Владимире. Этот город и стал новой столицей, а икона была помещена в новом каменном Успенском соборе и получила то имя, под которым известна сегодня всему миру — Владимирская икона Божьей Матери.
Богобоязненный христианин, князь Андрей Боголюбский был дипломатом и миссионером, полководцем и градостроителем. Образованный, начитанный, князь Андрей обладал также писательским дарованием.
Трудами Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальские земли украсились белокаменными храмами. Совершенно точно известно, что мастеров он приглашал из самых разных уголков: «и приведе ему Богородица из всех земель все мастеры», — говорит летописец. Княжеские зодчие стали создателями самобытной архитектурной школы, основанной на лучших традициях киево-печерских и романских мастеров, и в то же время отличающейся неповторимым своеобразием. Князь Андрей приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу. Все, чем гордится Владимирская земля сегодня: и Золотые ворота, и храм Покрова-на-Нерли, и златоглавый Успенский собор, и Кидекша, и белокаменные палаты в Боголюбово — созданы трудами и силой творческого духа святого князя Андрея.
За годы своего правления Андрей Боголюбский не только построил церкви — он возвел крепкий фундамент православия на своей земле. Великолепие храмов наглядно показывало современникам Андрея Боголюбского превосходство православия над языческими культами. Даже многие иностранные послы, как писали современники, «да видят истинное христианство и крестятся».
Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в начале восемнадцатого века в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер