Недавно я наблюдала такую печальную картину. Мама с двумя детьми рядом со мной ожидали посадку на задержавшийся рейс в аэропорту. Все они явно очень устали, были голодны и хотели спать. Старший ребенок, которому было не больше 5 лет, захныкал и начал проситься домой. Мама сначала спокойно попросила его замолчать, потом повысила тон, в итоге, поскольку ребенок никак не унимался, начала кричать на него. В пылу гнева женщина начала обзывать малыша и унижать его. Ребенок зарыдал, младший братишка, глядя на него, подхватил плач. В дело вмешались люди, сидящие рядом — много всего услышала о себе эта мама.
Думаю, что почти каждый из нас бывал в такой ситуации: иногда в роли свидетеля, а иногда — и в роли родителя. На улице, в магазине нередко можно встретить мать или отца, кричащего на своего ребенка, обзывающего его... Почему это происходит? Почему родители не справляются со своими негативными эмоциями? Почему срывают свой гнев на ребенке?
Я могу сказать лишь о себе. К сожалению, я тоже иногда срываюсь на своих сыновей и кричу, а потом мне стыдно об этом вспоминать и я мучаюсь угрызениями совести. При этом чаще всего это бывает, когда копятся маленькие раздражения — одно за другим, чаша терпения переполняется... И тут ребенок со своим поведением становится последней каплей. Чаще всего в последнее время это происходит при подготовке домашнего задания с младшим сыном.
Я не очень люблю делать с ним уроки. Поэтому приходится каждый раз заставлять себя и его. Я даже хотела в моменты моих гневных вспышек записывать себя на видео, чтобы потом посмотреть со стороны на себя и научиться держать себя в руках. Но каждый раз, как я вспоминаю об этом своем желании, бывает уже поздно: скандал уже произошел.
Знаете, что я делаю теперь? У меня не всегда получается, но я очень стараюсь — захватить тот момент, когда все внутри закипает, когда мне кажется, что ребенок ничего не понимает и не хочет понимать, специально меня доводит и делает все назло. В этот миг нужно сделать глубокий вздох. А лучше два. Если не помогло — выйти в другую комнату, посмотреть в окно, выпить стакан воды. Главное — переключиться со своих негативных эмоций. И тогда уже не кажется все таким страшным и непреодолимым. Когда переключаешься со своего раздражения, становишься способной видеть всю ситуацию со стороны. Ребенок нуждается в моей помощи: ему трудно, у него не получается, он не понимает. А я отталкиваю его и наказываю своим раздражением и равнодушием к его проблемам. В такой ситуации плохо всем, и источник этого зла — во мне самой.
Еще очень помогает — в самый напряженный момент увидеть смешную сторону происходящего. Ну, правда же забавно: из-за такой ничтожности, как домашнее задание по русскому языку, ссорюсь с ребенком, расстраиваюсь так, как будто оно имеет какое-то значение!
Но главное, что надо мне запомнить: нельзя грубо разговаривать с ребенком — это должно быть табу. Нельзя называть его всякими злыми словами. Если я хочу сохранить с ним близкие, доверительные отношения. Если я хочу, чтобы он чувствовал себя счастливым и любимым.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер