Недавно я наблюдала такую печальную картину. Мама с двумя детьми рядом со мной ожидали посадку на задержавшийся рейс в аэропорту. Все они явно очень устали, были голодны и хотели спать. Старший ребенок, которому было не больше 5 лет, захныкал и начал проситься домой. Мама сначала спокойно попросила его замолчать, потом повысила тон, в итоге, поскольку ребенок никак не унимался, начала кричать на него. В пылу гнева женщина начала обзывать малыша и унижать его. Ребенок зарыдал, младший братишка, глядя на него, подхватил плач. В дело вмешались люди, сидящие рядом — много всего услышала о себе эта мама.
Думаю, что почти каждый из нас бывал в такой ситуации: иногда в роли свидетеля, а иногда — и в роли родителя. На улице, в магазине нередко можно встретить мать или отца, кричащего на своего ребенка, обзывающего его... Почему это происходит? Почему родители не справляются со своими негативными эмоциями? Почему срывают свой гнев на ребенке?
Я могу сказать лишь о себе. К сожалению, я тоже иногда срываюсь на своих сыновей и кричу, а потом мне стыдно об этом вспоминать и я мучаюсь угрызениями совести. При этом чаще всего это бывает, когда копятся маленькие раздражения — одно за другим, чаша терпения переполняется... И тут ребенок со своим поведением становится последней каплей. Чаще всего в последнее время это происходит при подготовке домашнего задания с младшим сыном.
Я не очень люблю делать с ним уроки. Поэтому приходится каждый раз заставлять себя и его. Я даже хотела в моменты моих гневных вспышек записывать себя на видео, чтобы потом посмотреть со стороны на себя и научиться держать себя в руках. Но каждый раз, как я вспоминаю об этом своем желании, бывает уже поздно: скандал уже произошел.
Знаете, что я делаю теперь? У меня не всегда получается, но я очень стараюсь — захватить тот момент, когда все внутри закипает, когда мне кажется, что ребенок ничего не понимает и не хочет понимать, специально меня доводит и делает все назло. В этот миг нужно сделать глубокий вздох. А лучше два. Если не помогло — выйти в другую комнату, посмотреть в окно, выпить стакан воды. Главное — переключиться со своих негативных эмоций. И тогда уже не кажется все таким страшным и непреодолимым. Когда переключаешься со своего раздражения, становишься способной видеть всю ситуацию со стороны. Ребенок нуждается в моей помощи: ему трудно, у него не получается, он не понимает. А я отталкиваю его и наказываю своим раздражением и равнодушием к его проблемам. В такой ситуации плохо всем, и источник этого зла — во мне самой.
Еще очень помогает — в самый напряженный момент увидеть смешную сторону происходящего. Ну, правда же забавно: из-за такой ничтожности, как домашнее задание по русскому языку, ссорюсь с ребенком, расстраиваюсь так, как будто оно имеет какое-то значение!
Но главное, что надо мне запомнить: нельзя грубо разговаривать с ребенком — это должно быть табу. Нельзя называть его всякими злыми словами. Если я хочу сохранить с ним близкие, доверительные отношения. Если я хочу, чтобы он чувствовал себя счастливым и любимым.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.