В средние века человек мог всю жизнь не покидать пределы своей деревни — и за всю жизнь не встретить ни одного иноверца. Но мы живем в глобальном мире, где есть очень много разных религий, представлений о сверхъестественном мире, красочных обычаев, искусно украшенных мест религиозного поклонения.
Для кого-то это становится поводом для недоуменных вопросов — как из всего этого множества только одна религия — христианство — может быть истинной? Ведь адепты других религий могут быть не менее искренни в своих убеждениях.
Разнообразие религий указывает на две реальности.
Во-первых, люди по природе религиозны. Люди ищут добра, истины, красоты, смысла, вечного спасения, общения с духовным миром — всего того, что можно было бы назвать истинной жизнью. Мы, как и животные, ищем пищи, безопасности — но у нас есть то, что выходит за пределы этого. Стремление к познанию ради познания, способность переживать красоту мироздания — и даже самим создавать красоту, и то, что называется «религиозным чувством», которое проявляется у всех народов.
Во-вторых — люди утратили контакт с этой истинной жизнью. Мы живем в посткатастрофном мире. Мы ищем — не можем найти; тоскуем — и даже не можем понять, по чему.
Человеческие религии — это попытки этот контакт восстановить, выстроить свою лестницу в небо.
С одной стороны, в этих попытках есть нечто достойное и благородное — предназначение человека в том и состоит, чтобы искать истину. С другой — трагическая обреченность. Человек не может своими силами достичь истинной жизни.
Христианство — это прорыв с той стороны. Не попытка людей достичь жизни как бы снизу — но явление истинной жизни с небес. Как говорит священное Писание, «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Иоан.1:2,3)
Предвечный Сын Божий сошел с небес и стал человеком, Иисусом Христом. Через Свою смерть и Воскресение Он дарует вечное спасение человеческому роду. Религиозный поиск человечества закончился, когда пришел Христос.
Теперь перед каждым из нас стоит выбор — как мы отзываемся на Его приход. Если мы открываемся навстречу Христу покаянием и верой, мы входим в ту истинную жизнь, которую искали — и не могли найти — все религии человечества.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.