В полуденный зной жизнь в Палестине замирала. Земледельцы уходили с полей и рыбаки оставляли лодки, чтобы укрыться от палящего солнца в домах и тенистых дворах. Странников, которых жара застала в пути, принимали под свою густую сень смоковницы, растущие вдоль дорог. Богатая крона инжирных деревьев дарила прохладу, а сладкие плоды утоляли голод. Неплохо здесь было подремать часок-другой.
Под одним из таких растений расположился израильтянин по имени Нафанаил. Друзья также часто называли его Варфоломеем, то есть, сыном Фоломея. Он совершил паломничество в Иерусалим и теперь возвращался в родную Галилею, в город Кану. Нафанаил напряжённо размышлял о том, что услышал в храме. Израильский народ тяготился языческой властью римлян и жаждал освобождения. Люди говорили, что близится пришествие Мессии — царя, который спасёт иудеев от римского владычества. Нафанаил горячо желал, чтобы это произошло. Он знал Священное Писание, и помнил чудеса, являемые Господом израильтянам в трудные моменты истории. Неужели на этот раз Богоставит свой народ? Размышления о Божественном промысле обратились горячей молитвой. «Господи, посети нас милостью Своей, приди Сам и спаси нас!», — с любовью и надеждой взывал Нафанаил. И вдруг радость волной ударила в грудь, сердце утешилось, словно в нем прозвучал ответ: «Иду!».
Не успел молящийся вытереть слезы, как его окликнул родственник из Вифсаиды, Филипп. С этим человеком Варфоломей совсем недавно обсуждал во дворе Иерусалимского храма пророчества о грядущем Спасителе. Сейчас Филипп был необычайно взволнован.
Апостол Филипп:
Нафанаил, мы нашли Того, о ком писали Моисей и пророки! Это Иисус, сын Иосифа из Назарета!
Нафанаил смотрел на Филиппа и какое-то время молчал. Жаждая прихода Мессии, он, однако, боялся обмануться, поверить какому-нибудь пройдохе, который объявит себя царём на волне общественных настроений. А жители Назарета не пользовались в народе особой любовью и доверием. Помолчав, Нафанаил произнес общеизвестную поговорку.
Апостол Нафанаил:
Из Назарета может ли быть что доброе?
Филипп понимал, что спорить не стоит. Сокрушить скепсис может только личный опыт. И он ответил кратким призывом.
Апостол Филипп:
Если ты мне не веришь — пойди и посмотри своими глазами.
Варфоломей вздохнул. Солнце еще было в зените, и выходить из-под сени смоковницы не хотелось. Однако израильтянин поднялся и отправился вслед за другом. Пришлось пройти немалое расстояние, прежде чем на горизонте показалась группа людей. Когда путники приблизились,один из них громко сказал, указывая на Варфоломея: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!»
Апостол Нафанаил:
Разве ты знаешь меня?
Варфоломей сосредоточенно всматривался в молодое благообразное лицо, силясь вспомнить, где он встречал этого человека. На что тот ответил: «Прежде, чем Филипп позвал тебя, я видел тебя под смоковницей!».
Мысли стремительно проносились в голове Варфоломея: «Под деревом я сидел совершенно один. Окрест не было ни души. Видеть и слышать меня мог только Бог, к которому я взывал. Так, значит...». Волна радости вновь хлынула в сердце — точь-в-точь как там, под смоковницей, когда Господь отозвался на призыв израильтянина придти и спасти свой народ. И Варфоломей воскликнул.
Апостол Нафанаил:
Учитель! Ты Сын Божий, Царь Израилев!
Встреча с Иисусом стала переломным моментом в жизни Варфоломея. Он оставил свой дом и отправился вслед за Учителем, став свидетелем Его чудес, ареста, Распятия и Воскресения. После Вознесения Христа апостол проповедовал Благую Весть в Малой Азии, Аравии, Эфиопии и Великой Армении. Каждая минутаего жизни была обращена к Тому, Кто некогда призрел на него, молящегося под смоковницей.
Апостол Нафанаил:
Господи, не оставь нас милостью Своей, спаси народ свой!
Просвещённый светом Святого Духа, Варфоломей постиг, что народ Божий — это не только израильтяне, много столетий ведомые Творцом к апогею своей истории, Рождению Мессии; что Христос — Спаситель не только для иудеев, но для каждого, кто уверует в Него и привьёт свою жизнь к Божьему Царству, где нет греха и смерти. И принимая мученическую смерть, до последнего своего дыхания Варфоломей свидетельствовал об этом.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия