Протоиерей Александр Торик не скрывает, что сюжет для своей книги под названием «Димон» напрямую позаимствовал из античного мифа об Орфее и Эвридике. В одном из интервью он даже назвал свое произведение ремейком знаменитой истории. Правда, с той разницей, что сюжет повествования отца Александра, разумеется, основывается на православном мировоззрении.
Итак, современный Орфей, он же Димка, а для друзей и одноклассников – просто Димон, семнадцатилетний гений компьютерных игр. Родители уехали работать за границу, поэтому Димон живет с бабушкой. А бабушка живет в телевизоре, и на Димона внимания почти не обращает, так что парень предоставлен самому себе. Как и все мальчишки в его классе, безответно влюблён в первую красавицу школы Маринку Никифорову.
Собственно, из-за этой любви и приключается с ним невероятная история. Попав в автомобильную катастрофу, Маринка оказывается в реанимации, где ее физическое существование поддерживается с помощью всевозможных аппаратов с трубками и капельницами. Но в себя она не приходит. Впавшего в отчаяние Димку случай сводит со старым монахом-схимником, отцом Афанасием, которого тот по наивному подростковому неведению принимает поначалу за кого-то вроде волшебника. С его помощью, готовый на все ради любимой девушки, Димон отправляется в страшное и опасное путешествие в место, которое условно называется Терминалом. Где-то там, в его недрах заплутала бедная Маринкина душа.
Надо отметить, что отец Александр Торик, педагог, кстати, по профессии, адресует свою повесть «Димон» прежде всего юному читателю. Абсолютно современным, понятным каждому подростку языком, на примерах, взятых из самых привычных, окружающих нас жизненных реалий, он, в сущности, преподносит нам не что иное, как размышления святителя Феофана Затворника о добровольном посмертном выборе души между Богом и привычными земными привязанностями и желаниями. Так, красотка Маринка выбирает победу в конкурсе красоты и фотосессию для глянцевых журналов, и этим едва не обрекает себя на вечные муки. Но Димон, который к концу своего мрачного путешествия не понаслышке узнал, что такое крестное знамение и горячая молитва к Богу, вовремя спасает положение.
Кроме справедливых ассоциаций с Орфеем и Эвридикой, повесть отца Александра Торика «Димон» очень напоминает еще и старую компьютерную игру «Супер Марио». В ней было нужно пройти череду сложных игровых уровней, и на последнем из них спасти принцессу. Димон свою «принцессу» в конце концов спас. По-настоящему - не клавиатурой с мышью, а - верой и молитвой.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.