Новый Валаам — самый известный православный монастырь в Финляндии. Он была образован в 1940 году, после того, как из древней русской монашеской обители «Старый Валаам», расположенной на островах Ладожского озера, были эвакуированы все населявшие ее тогда монахи. Причиной послужила советско-финская война. Новым местом пребывания монахов стала усадьба «Папинниеми» на берегу финского озера Юоярви. Так и образовалась Ново-Валаамская обитель. Первоначально монастырское богослужение совершалось в бывшем сарае, перестроенном и ставшем храмом. Спали насельники в бараке.
Со временем все изменилось к лучшему. В 70-е годы на территории обители были возведены величественный собор в честь праздника Преображения Господня, новый братский корпус, гостиницы для паломников. В монастыре работает небольшой свечной завод, продукция которого обеспечивает все православные храмы Финляндии. Их около 50-ти. Открыты в Ново-Валаамской обители и свои реставрационные мастерские. В монастыре действует Православная академия, где для мирян читаются лекции по православной истории, церковной архитектуре и письменности. Проводятся тут также занятия по хоровому пению и иконописи. Ежегодно курсы посещают до трех тысяч человек.
Посещаемость Нового Валаама достаточно высока — до 150 тысяч паломников в год. В первую очередь их привлекают знаменитые православные святыни — Валаамская и Коневская иконы Божией Матери. Эти иконы, привезённые из Старого Валаама, являются главными святынями монастыря. Они же служат связующими нитями с российским прошлым обители.
В 70-е годы прошлого столетия на Новом Валааме произошла важная перемена. Монашеский постриг стали принимать молодые православные финны. Появление монахов из местного населения было как нельзя кстати. Первое поколение насельников, переехавших со Старого Валаама, неуклонно сокращалось — русские монахи один за другим уходили в мир иной. С приходом монахов-финнов в обители стали появляться самобытные традиции. Главная состояла в том, что монастырь вслед за остальной Финской Православной Церковью перешёл на григорианский календарь. Пасху на Новом Валааме также стали праздновать по западному времяисчислению. Финская Церковь — единственная в православном мире празднует Пасху вместе с западными христианами. Вторая традиция оказалась связанной с языком богослужения. В основном службы в обители ведутся на финском языке. Но если в храме присутствуют русские паломники (а их монахи сразу распознают), специально для них многие песнопения дублируются на церковнославянском. Надо сказать, что монахам и певчим, все из которых теперь финны, это дается с большим трудом. Но, несмотря на сложности, традиция продолжает жить.
Когда-то Нововалаамский монастырь подчинялся Русской Церкви, теперь входит в состав Финской Церкви, но это не значит, что все связи с российским прошлым обителью были потеряны. Как было уже сказано, на Новом Валааме продолжают сохранять церковнославянский язык на богослужении. При обители действует музей. В нём можно увидеть уникальные экспонаты, привезённые со Старого Валаама. Например — рисунки императрицы Александры Фёдоровны Романовой и цесаревича Алексея. Новый Валаам продолжает помнить о своих русских корнях.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».