Ветхозаветные пророки своей проповедью и чудесами призывали людей к покаянию и готовили их к грядущему приходу Спасителя мира.
Елисей был родом из небольшого селения близ реки Иордан. Став учеником и спутником пророка Илии, он унаследовал у своего учителя мудрость и дар пророчества.
Более шестидесяти пяти лет, при шести израильских царях, продолжалось пророческое служение Елисея. Силой молитвы святой пророк творил многочисленные чудеса, описанные в Ветхом Завете, в «Четвёртой книге Царств».
Стихотворение поэта конца 19-начала 20 века Константина Льдова, где описано чудо, случившееся с бедной вдовой, так и называется: «Из Четвёртой книги Царств».
Константин Льдов — это литературный псевдоним поэта и писателя «серебряного века» Витольда Николаевича Розенблюма.
КОНСТАНТИН ЛЬДОВ:
Одна из бедных жён пророческих сынов,
Рыдая и стенЯ, сказала Елисею:
«О, сжалься надо мной, рабынею твоею,
Печален жребий мой, и горек, и суров...
О, сжалься надо мной, несчастнейшей из вдов!
Мой муж, твой верный раб, в страдании скончался.
При жизни, знаешь ты, он Господа боялся
И свято чтил Его. Заимодавец злой
Теперь пришел ко мне и хочет взять с собой
Двух сыновей моих и сделать их рабами...
О, сжалься, господин, и смилуйся над нами!»
И бедная вдова склонилася, скорбя,
Исполнена любви и трепетной надежды,
И стала целовать края его одежды...
Пророк Елисей сжалился над несчастной вдовой, у которой заимодавец собрался взять в рабство обоих её сыновей. В доме бедной женщины не было ничего для уплаты долга, кроме кувшина с растительным маслом, или — елеем, как на древнерусский лад говорит в стихотворении Константин Льдов.
Пророк велел бедной вдове пойти к соседям, взять у них взаймы пустые сосуды и разлить в них елей из своего кувшина. Вдова безропотно выполнила всё, что ей сказали, и стала свидетельницей великого чуда. По молитве святого пророка Елисея все пустые сосуды до краёв наполнились, а при этом в её кувшине масло не иссякло.
КОНСТАНТИН ЛЬДОВ:
... И светлая струя чудесного елея
Потоком полилась, и бедная вдова
Прославила в душе величье Божества...
И вновь она пришла смиренно к Елисею,
И говорит ему: «Сосуды все полны,
Что делать мне теперь?»
И благостно над нею
Он руку распростер, и на вопрос жены
Ответил ласково: «Ступай и не смущайся,
Продай ниспосланный Создателем елей
И заплати долги; избытком же питайся,
Пока не возрастишь любимых сыновей.
Автор стихотворения «Из Четвёртой книги Царств» Константин Льдов уехал из России незадолго до революции 1917 года, и до конца жизни жил за границей. Он много занимался литературными переводами и поэтическими переложениями сюжетов из Священного Писания.
В финале стихотворения «Из Четвёртой книге Царств» о чуде пророка Елисея поэт употребляет слово «кошнИца» — на Руси так называли плетёные корзины. Ведь говоря о вере, поэт обращался именно к русскому читателю.
КОНСТАНТИН ЛЬДОВ:
В ком капля веры есть, елей в том не иссяк,
Разлейте лишь его — и совершится чудо...
Неисчерпаема кошница Божьих благ,
И нет конца струе Господнего сосуда.
Через пророка Елисея Господь щедро вознаградил бедную вдову за её веру в Бога. Поэт всем нам напоминает, что, если в человеческой душе есть капля веры, силой молитвы она способна чудесно преумножиться, как елей.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.