Божественная литургия — это вершина богослужебной жизни и её кульминация. Христианин, приходящий в храм и участвующий в Литургии, становится членом Церкви. Это означает, что он становится частью вневременной, внеисторической и внегеографической общины учеников Христа.
Как же человек приходит в эту общину и в чём заключается полноценное участие в церковной жизни? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, что целью и итогом искупительного подвига Сына Божия на земле было именно создание Церкви Христовой. Господь искупил наши грехи Своей Крестной смертью, Он Своим Воскресением восстановил весь род человеческий для новой жизни и, наконец, ниспослал нам Святого Духа от Бога Отца. Сошествие Святого Духа — это и есть рождение Церкви, богочеловеческого организма, в котором Христос непрестанно действует. Человек, став частью этого организма, обретает надежду и возможность спастись, стать причастным Божественной жизни, прежде всего посредством участия в Евхаристии — главном Таинстве, совершаемом на Божественной литургии. Во время этого Таинства происходит чудесное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащение ими.
Литургия в переводе с греческого языка означает общее дело, общественное служение. В Древней Греции литургией назывались спортивные соревнования, городские шествия и даже языческие мистерии, то есть любые мероприятия, объединяющие людей. В христианстве это понятие было перенесено на новую почву и наполнилось иным значением, изменило свою природу, перейдя с бытового на духовный уровень. Такие изменения коснулись всех жизненных сфер человека и были связаны с духовным преображением: на месте языческих храмов возводились храмы христианские, вместо языческих праздников в те же самые дни стали отмечаться главные христианские праздники. Произошла качественная духовная замена, которая отразилась и в словесном, семантическом плане.
Интересно, что в западной богословской традиции слово «литургия» означает вообще всё богослужение. Такой подход наглядно показывает связь Литургии и всего остального богослужения, сердцевиной которого она является.
Итак, Литургия — это вершина церковной жизни. Её начало — встреча со Христом, без Которого нам ничего сделать невозможно, её конец — участие в Евхаристии, причащение Святых Христовых Тайн. Причастность Богу — это и есть цель всего человеческого существования, поэтому и говорят, что после причастия не страшно и умереть.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.